Европейский союз: как воплощалась идея о панъевропеизме

Заблокированный бюджет ЕС

«Да, я могу подтвердить, что лидеры ЕС обсудят ситуацию с семилетним бюджетным планом и программой восстановления», — рассказал представитель Евросоюза, отказавшись сообщить подробности.

Венгрия и Польша заблокировали утверждение нового бюджетного плана ЕС, протестуя против решения создать с 2021 года механизм контроля соблюдения принципов верховенства права в странах сообщества, чтобы бюджетные ассигнования из Брюсселя распределялись с учетом результатов этого мониторинга. Ситуацию усугубляет тот факт, что обе страны на саммите ЕС в июле дали согласие на включение в бюджетный план Евросоюза механизма контроля за соблюдением верховенства права в сообществе.

Ранее в среду премьер-министр Венгрии Виктор Орбан обосновал свое вето, обвинив власти в Брюсселе в намерении заставить Венгрию изменить свою политику ограничения иммиграции, в том числе речь идет об отказе Будапешта участвовать в схемах ЕС по обязательному расселению мигрантов по странам Евросоюза.

Главы государств и правительств стран ЕС в ходе саммита 17-21 июля в Брюсселе одобрили финальный компромиссный вариант семилетнего бюджетного плана Евросоюза в размере €1 074,3 млрд на период с 2021 по 2027 год и внебюджетный фонд восстановления экономики ЕС на уровне €750 млрд, однако Польша и Венгрия выступали против планов увязать распределение бюджета с соблюдением той или иной страной норм верховенства права, так как у обоих государств возникали разногласия с Брюсселем в вопросах их оценки. В начале ноября Совет ЕС сообщил, что следование принципу верховенства права впервые становится решающим критерием распределения бюджетных расходов между членами сообщества.

Бюджетное планирование в ЕС осуществляется семилетними циклами — страны утверждают общий бюджетный план на семь лет, затем в его рамках формируются годовые бюджеты сообщества. Эта система позволяет снизить риск влияния политических потрясений и перемен в отдельных странах ЕС на финансирование долгосрочных европейских программ.

Страны-участницы ЕС

Для вхождения в ЕС государства должны отвечать требованиям Копенгагенских критериев 1993 года, которые были утверждены в 1995 году в Мадриде. Они предусматривают наличие:

  • прав и свобод человека;
  • правового государства;
  • рыночной экономики;
  • приверженности правилам и стандартам ЕС.

Первоначально ЕС состоял из 6-ти стран:

  • Бельгии;
  • Западной Германии;
  • Италии;
  • Люксембурга;
  • Нидерландов;
  • Франции.

Однако посредством присоединения к договорам в ЕС начали вступать и другие европейские государства, ограничивая свой суверенитет, но получая доступ к союзным институтам. На момент марта 2020 года в ЕС входит 27 европейских стран:

  1. Австрийская Республика (с 1 января 1995 года).
  2. Королевство Бельгия (с 25 марта 1957 года).
  3. Республика Болгария (с 1 января 2007 года).
  4. Венгрия (с 1 мая 2004 года).
  5. Греческая Республика (с 1 января 1981 года).
  6. Федеративная Республика Германия (с 25 марта 1957 года).
  7. Королевство Дания (с 1 января 1973 года).
  8. Итальянская Республика (с 25 марта 1957 года).
  9. Республика Ирландия (с 1 января 1973 года).
  10. Королевство Испания (с 1 января 1986 года).
  11. Республика Кипр (с 1 мая 2004 года).
  12. Великое Герцогство Люксембург (с 25 марта 1957 года).
  13. Латвийская Республика (с 1 мая 2004 года).
  14. Литовская Республика (с 1 мая 2004 года).
  15. Республика Мальта (с 1 мая 2004 года).
  16. Королевство Нидерландов (с 25 марта 1957 года).
  17. Португальская Республика (с 25 марта 1957 года).
  18. Республика Польша (с 1 мая 2004 года).
  19. Румыния (с 1 января 2007 года).
  20. Республика Словения (с 1 мая 2004 года).
  21. Словацкая Республика (с 1 мая 2004 года).
  22. Французская Республика (с 25 марта 1957 года).
  23. Финляндская Республика (с 1 января 1995 года).
  24. Республика Хорватия (с 1 июля 2013 года).
  25. Чешская Республика (с 1 мая 2004 года).
  26. Королевство Швеция (с 1 января 1995 года).
  27. Эстонская Республика (с 1 мая 2004 года).

Также существуют особые территории стран-членов ЕС, которые расположены за пределами Европы:

  1. Реюньон (Франция, с 25 марта 1957 года).
  2. Сен-Матрен (Франция, с 1 декабря 2009 года).
  3. Мартиника (Франция, с 25 марта 1957 года).
  4. Майотта (Франция, с 1 января 2014 года).
  5. Гваделупа (Франция, с 25 марта 1957 года).
  6. Гвиана (Франция, с 25 марта 1957 года).
  7. Сеута (Испания, с 1 января 1986 года).
  8. Канарские острова (Испания, с 1 января 1986 года).
  9. Мелилья (Испания, с 1 января 1986 года).
  10. Мадейра (Португалия, с 1 января 1986 года).
  11. Азорские острова (Португалия, с 1 января 1986 года).

Еще пять государств носят статус кандидатов на вступление:

  1. Албания (с 2009 года).
  2. Северная Македония (с 2005 года).
  3. Сербия (с 2012 года).
  4. Турция (с 2000 года).
  5. Черногория (с 2010 года).

При этом в официальную программу расширения ЕС входят Босния и Герцеговина, а также Косово. Однако процедуры касательно последнего затруднены, так как не все европейские страны признали его независимость от Сербии.

Также существуют европейские государства, не входящие в ЕС, но участвующие в экономических отношениях:

  1. Лихтенштейн и Норвегия входят в Европейскую экономическую зону.
  2. Швейцария имеет ряд двусторонних договоров.
  3. Андорра, Ватикан, Монако и Сан-Марино применяют евро при расчетах.

Существует специальная процедура, предусматривающая выход из ЕС. Она закреплена Лиссабонским договором. За всю историю ею воспользовались два государства:

  1. Великобритания (вход в ЕС в 1973 году, выход — в 2020 году).
  2. Гренландия (вход в ЕС в 1973 году, выход — в 1985 году).

Государства Европы

Территория Европы простирается с востока на запад более чем на 3 тысячи километров, а с юга на север (от острова Крит до острова Шпицберген) на 5 тысяч километров. Европейские державы в своём большинстве сравнительно невелики. При таких небольших размерах территорий и хорошей транспортной проходимости эти государства либо плотно граничат между собой, либо разделены очень небольшими расстояниями.

Как запоминать страны и их столицы смотрите в видеозаписи.

Европейский континент разбит территориально на части:

  • западную;
  • восточную;
  • северную;
  • южную.

Все державы, находящиеся на европейском континенте, принадлежат к одной из этих территорий.

  • В западном регионе расположено 11 стран.
  • В восточном — 10 (включая Россию).
  • В северном — 8.
  • В южном — 15.

Перечислим все страны Европы и их столицы. Список стран и столиц Европы разделим на четыре части соответственно территориально-географическому положению держав на карте мира.

Западная

Список государств, относящихся к западной Европе, с перечнем главных городов:

  1. Австрия — Вена.
  2. Бельгия — Брюссель.
  3. Великобритания — Лондон.
  4. Германия — Берлин.
  5. Ирландия — Дублин.
  6. Лихтенштейн — Вадуц.
  7. Люксембург — Люксембург.
  8. Монако — Монако.
  9. Нидерланды — Амстердам.
  10. Франция — Париж.
  11. Швейцария — Берн.

Государства западной Европы омываются в основном течениями Атлантического океана и только на севере Скандинавского полуострова граничат с водами океана Северного Ледовитого. В целом это высокоразвитые и благополучные державы. Но они выделяются неблагоприятной демографической ситуацией. Это низкая рождаемость и низкий уровень естественного прироста жителей. В Германии наблюдается даже убыль населения. Всё это привело к тому, что развитая западная Европа стала играть роль субрегиона в мировой системе миграции населения, она превратилась в главный очаг трудовой иммиграции.

Восточная

Список государств, расположенных в восточной зоне европейского континента и их столицы:

  1. Россия — Москва.
  2. Украина — Киев.
  3. Беларусь (до 1991 года страна называлась Белоруссия) — Минск.
  4. Молдова (до 1990 года страна носила название Молдавия) — Кишинёв.
  5. Болгария — София.
  6. Венгрия — Будапешт.
  7. Польша — Варшава.
  8. Румыния — Бухарест.
  9. Словакия — Братислава.
  10. Чехия — Прага.

Государства восточной Европы имеют более низкий уровень экономического развития, чем западные соседи. Однако, они лучше сохранили культурную и этническую индивидуальность. Восточная Европа — это скорее культурно-исторический регион, нежели географический. Как раз к восточной территории Европы можно отнести и русские просторы. А географический центр восточной Европы находится примерно в пределах Украины.

Северная

Список государств, входящих в северную Европу, включая столицы, выглядит так:

  1. Дания — Копенгаген.
  2. Швеция — Стокгольм.
  3. Норвегия — Осло.
  4. Финляндия — Хельсинки.
  5. Эстония — Таллин.
  6. Литва — Вильнюс.
  7. Латвия — Рига.
  8. Исландия — Рейкьявик.

Территории государств Скандинавского полуострова, Ютландии, Балтии, островов Шпицбергена и Исландии входят в северную часть Европы. Население этих краёв составляет всего 4% от всего европейского состава. Самой большой страной восьмёрки является Швеция, а самой маленькой — Исландия. Плотность населения в этих землях является меньшей в Европе — 22 чел./м2, а в Исландии — только 3 чел./м2. Это обусловлено суровыми условиями климатической зоны. А вот экономические показатели развития выделяют именно северную Европу, как лидера всей мировой экономики.

Южная

И, наконец, самый многочисленный список территорий, расположенных в южной части, и столицы европейских государств:

  1. Греция — Афины.
  2. Испания — Мадрид.
  3. Италия — Рим.
  4. Португалия — Лиссабон.
  5. Андорра — Андорра-ла-Велья.
  6. Албания — Тирана.
  7. Босния и Герцеговина — Сараево.
  8. Сан-Марино — Сан-Марино.
  9. Ватикан — Ватикан.
  10. Мальта — Валетта.
  11. Словения — Любляна.
  12. Сербия — Белград.
  13. Республика Македония — Скопье.
  14. Хорватия — Загреб.
  15. Черногория — главными городами этого государства являются два административных центра, это Подгорица, в нём находится правительство и парламент, и Цетине, где расположились кабинеты президента и митрополита.

Балканский и Пиренейский полуострова заняты этими южно-европейскими державами. Здесь развита промышленность, особенно чёрная и цветная металлургии. Страны богаты минеральными ресурсами. В сельском хозяйстве основные усилия направлены на выращивание продуктов питания, таких как:

  • виноград;
  • маслины;
  • гранат;
  • финики.

Известно, что Испания является лидирующей мировой страной по сбору маслин. Именно здесь производится 45% всего оливкового масла в мире. Испания славится и знаменитейшими художниками — Сальвадором Дали, Пабло Пикассо, Жоаном Миро.

Без России никуда

Как сообщил журналистам другой источник в Европейском совете на другом брифинге в четверг, одна из стран ЕС намерена на саммите поднять вопрос «о российском взгляде на историю», однако на встрече не предполагается принимать никаких официальных заявлений на этот счет.

«Имеются вопросы к тому, как Россия воспринимает историю. Одна из делегаций стран ЕС обеспокоена этим вопросом и намерена поднять его на встрече. Однако никто не предлагал принятия отдельных заявлений по этой теме», — сообщил европейский дипломат, отвечая на вопросы журналистов. Он не уточнил, какая именно страна Евросоюза обеспокоена взглядами России и на какой именно исторический период.

Впрочем, источник признал, что на эти дискуссии на саммите времени практически не останется. По словам европейского дипломата, между государствами ЕС нет даже предварительного соглашения по главному вопросу — наполнения и распределения будущих финансовых потоков в Евросоюзе. При этом соглашение очень нужно лидерам ЕС именно сейчас. Несмотря на пандемию, в августе европейские лидеры и институты ЕС намерены уйти на традиционные летние каникулы. То есть, если не договориться сейчас, возобновить дискуссию раньше сентября не получится. А бюджетное соглашение на более чем €1,8 трлн еще нужно успеть облечь в юридические формулировки, положить на бумагу и ратифицировать в национальных парламентах.

Особенности экономической деятельности

В Евросоюзе экономическая и валютная политика переплетаются между собой и могут функционировать только совместно.

Главной целью экономической политики является создание благоприятных условий для осуществления предпринимательской деятельности и взаимосвязи с гражданами ЕС.

Важным составляющим элементом при этом является единая финансовая система и валютная политика.

Наряду с этим единая валютная единица не в состоянии функционировать, когда уровень инфляции и ставки процента в государствах различаются в большой степени.

Для этого руководством Евросоюза разрабатывается совместное экономическое направление развития и регулирование важных показателей экономики на уровне Европейского союза.

Важными особенностями экономической деятельности является регулирование уровня цен, инфляции, проведение финансово-кредитных операций, осуществление туризма, реализация добычи полезных ископаемых и т.д.

В случае, когда, одно из государств-членов ЕС не придерживается курса экономического развития, Совет ЕС вправе утвердить меры по отношению к данной стране и контролировать процесс их реализации.

Экономика ЕС включает в себя экономики всех стран-участниц. При этом в международном пространстве она представлена отдельным механизмом.

ЕС регулирует все разногласия между своими членами, защищает их интересы в мировом пространстве. Все участники Евросоюза дополняют общий доход сообщества своим валовым внутренним продуктом и общими экономическими показателями.

Наибольшую долю прибыли дают Германия, Италия, Франция, Испания и Великобритания. Специальный орган ЕС ведет учет поступлений от каждого государства индивидуально.

С учетом всех составляющих хозяйственной деятельности можно определить объемы природных ресурсов в отдельно взятой стране.

Международные отношения ЕС

Отношения с Белоруссией

После развала СССР Белоруссия некоторое время держала курс на евроинтеграцию. Однако после прихода к власти Александра Лукашенко во внешней политике Беларусь взяла курс на сближение с Россией.

В 2004 году, когда в Белоруссии была отменена поправка в конституции, по которой президент мог избираться лишь на 2 срока, Евросоюз, как и США, отреагировал на это весьма нервно. Итогом стала санкционная война против Белоруссии.

В 2006 году, после переизбрания Лукашенко на 3 президентский срок, ЕС поддержал майдан в Минске (который в последствии был разогнан). Санкции против Белоруссии были ужесточены.

Тоже самое было и во время президентских выборов 2010 года.

Лишь в начале 2016 года санкции с Белоруссии были сняты.

Отношения с Россией

Основная статья: Отношения России и Европейского Союза

Отношения России и Евросоюза имеют большое, прежде всего экономическое значение для обеих сторон, поскольку европейский газовый рынок является одним из важнейших для России мировых газовых рынков. Ввиду географической близости, Россия имеет весомое экономическое влияние в ЕС.

Однако геополитические интересы России и ЕС прямо противоположны, в связи с чем двухсторонние отношения часто бывают в напряжении, что в свою очередь очень выгодно для США, а для них идея экономического уничтожения России является одной из главных целей во внешней политике.

Отношения с Ираном

Иран ранее был мишенью для внешней политики Евросоюза. Ещё в 2005 году ЕС ввёл санкции против Исламской Республики, когда та начала разработку своего ядерного оружия. Лишь в начале 2016 года, благодаря усилиям российской дипломатии, удалось наконец достичь определённых договорённостей по иранской ядерной программе, в результате чего с Ирана были сняты санкции, введённые ЕС, были наконец то сняты. Также идут переговоры о возможных поставках иранской нефти в страны ЕС, но пока что, поскольку Иран не добывается достаточное количество нефти для экспорта, такая перспектива далека от реализации.

Отношения с ЛАГ

Лига Арабских государств (ЛАГ) является одним из партнёров ЕС в деле дестабилизации Ближнего Востока. В своё время ЛАГ посодействовала ЕС и США по уничтожению Ливии, сейчас тоже самое идёт и отношении Сирии.

Отношения с Китаем

С Поднебесной Евросоюз имеет относительно мирные отношения, в отличие от США. Со стороны ЕС имеется интерес к развитию сотрудничества с Китаем, особенно в сфере экономики. Китай же, в свою очередь, имеет геополитические интересы в ЕС, которые не сталкиваются с интересами России в Европе, но зато сталкиваются с американскими.

Отношения с США

Основная статья: Отношения США и Европейского Союза

Отношения США и ЕС больше напоминают вассальные, чем союзнические — ибо США не особо волнуют геополитические и экономические интересы Евросоюза. Тем не менее, отношения с ЕС для США имеют большое значение, так как по сути между Россией и США идёт негласная борьба за геополитическое и экономическое влияние на страны Евросоюза, особенно в сфере поставок газа. В своем фундаментальном труде «Великая Шахматная доска» Збигнев Бжезинский характеризует Евросоюз следующим образом:

Европа является естественным союзником Америки. Она разделяет те же самые ценности; разделяет главным образом те же самые религиозные взгляды; проводит ту же самую демократическую политику и является исторической родиной большинства американцев
…современная Западная Европа производит впечатление попавшей в затруднительное положение, не имеющей цели, хотя и благополучной, но неспокойной в социальном плане группы обществ, не принимающих участия в реализации каких‑либо более крупных идей. Европейское объединение все больше представляет собой процесс, а не цель

Отношения с Турцией

Турция является давним кандидатом на вступление в ЕС (хотя скорей всего, она вряд ли туда когда-либо вступит).

Ранее Турция часто отказывалась от выгодного сотрудничества с Россией, ради сближения с ЕС, но в середине 2010-х гг. Турция предпочла заместо евроинтеграции сближение с Россией.

Что получают страны от членства в ЕС?

Что же даёт членство в Евросоюзе для государств и их граждан, что привлекает или отталкивает? Во многом – свободное передвижение людей, товаров, капитала и услуг, что даёт возможность европейцам не замыкаться в своей небольшой стране и таком же небольшом рынке, но воспользоваться единым рынком Европы и более чем 450 млн. жителей – потенциальных потребителей. Евросоюз создал и поддерживает законы, гарантирующие соблюдение ценностей, поддерживаемых обществом и государствами – членами ЕС.

В системе ценностей и их поддержке кроется победа и первая существенная проблема ЕС. Чтобы стать членом Евросоюза нужно имплементировать нормы европейского законодательства в национальное, что не всегда возможно, так как не все европейские ценности признаются как единственно верные во всех странах – потенциальных участниках ЕС, даже в случае подачи официальной заявки на вступление. Это могут быть принципиальные возражения по отношению к правовым нормам, декларирующим и обеспечивающим права человека.

Нормы общественного восприятия меняются со временем, на многие явления сегодня смотрят как на естественные формы человеческой жизни, но еще в недавнем прошлом большинства европейских стран эти же явления человеческих взаимоотношений не приветствовались или являлись предметом уголовного преследования. Есть и обратные примеры: обычное в прошлом поведение стало предметом осуждения в настоящем.

Евросоюз вырабатывает единый подход и требует его соблюдения как для своих членов, так и для потенциальных участников. А для разработки и поддержания единых стандартов созданы европейские политические институты, породившие свою бюрократию, взывающую раздражение налогоплательщиков. В определенном смысле вступление в Евросоюз означает передачу интеграционным структурам части национального суверенитета.

Жёсткие требования европейского законодательства могут привести к деградации национальной промышленности и сельского хозяйства, не соответствующих экологическим стандартам или не способных существовать без поддержки государства. Но эти же требования могут привести к появлению новых возможностей, которыми вынужденно или с радостью воспользуются жители. Требования Евросоюза могут расходиться с условиями иных программ региональной интеграции, что в свою очередь потребует пересмотра ранее достигнутых и объявленных договорённостей, и это может вызвать раскол в обществе, где нет консенсуса в отношении пути и направлений развития.

История создания Евросоюза

Создание Евросоюза выпало на тяжелое время после Второй Мировой войны. Первое объединение носило название — Европейское объединение угля и стали (ЕОУС), включало в себя шесть стран: Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург, Германия.

В 1957 году, подписав Римский договор, создается Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) на базе Европейского сообщества по атомной энергии и ЕОУС.

1967 год стал основополагающим, все три европейских сообщества (ЕОУС, ЕЭС, Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейское Сообщество.

1993 году — вступление в силу договора, составленного в Нидерландах, г. Маастрихт — создание Европейского Союза. Урегулирование денежных и политических систем европейских стран было завершено на этом этапе.

Вступление в ЕС

Расширение Евросоюза не останавливается, по актуальным данным на 2018 год, претендентами на членство в ЕС выступают такие страны: Албания, Турция, Сербия, Македония, Черногория. Кроме того, на вступление в ЕС претендуют и страны с других континентов, которые ранее подписывали соглашение про ассоциацию: Египет, ЮАР, Израиль, Ливан, Чили, Мексика и другие.

Говоря о претендентах на членство в Евросоюзе, нельзя не сказать и о масштабном выходе из ЕС, которое планируется на март 2019 года. Великобритания провела референдум о выходе из ЕС, на котором 52% жителей проголосовали за выход страны из ЕС.

Вступление новых стран в ЕС происходит с тщательным отбором. Существуют определенные критерии, страна-кандидат должна им соответствовать. Перечень и правила таких критериев собраны в отдельном документе под названием «Копенгагенские критерии»

Особое внимание уделяется таким вопросам:

  1. Принципы демократии.
  2. Права человека.
  3. Развитие конкурентоспособности экономики.

После прохождения проверки на соответствие критериям, принимается решение о принятии страны в ЕС или же о том, что необходимо еще подождать. Если ответ о членстве в ЕС отрицательный, то стране-кандидату обязательно предоставляется перечень параметров и критериев, которые она должна привести в норму в установленный для этого срок.

Членство в ЕС для любой страны — престижный и показательный фактор состоятельности. Единая политика «таможенного союза», единая внешнеторговая политика, свобода внутреннего передвижения, общее экономическое пространство, единые социальные стандарты — все это привилегии членов Евросоюза.

История ЕС

В результате двух мировых войн главы европейских стран пришли к общему согласию, что для обеспечения развития и стабильности на европейском континенте необходимо объединить свои усилия.

Началом переговоров стало предложение министра Франции Шумана в 1950 году о соединении угольной и литейной отраслей французского государства и ФРГ.

В 1951 году было подписано соглашение об объединении угольной сферы и сталелитейной, участниками которого стали Германия, Бельгия, Люксембург, Франция, Италия и Нидерланды.

Добившись успеха, указанные государства продолжили в дальнейшем свое сотрудничество. Далее в 1957 году Римским соглашением было утверждено ЕЭС и Европейское сообщество по атомной энергии.

Эти объединения ставят своей главной целью образование сообщества в таможенной сфере и аннулирование всех торговых запретов внутри объединения, мирное сотрудничество в ядерной области.

В 1967 году состоялось соединение учреждений исполнительной власти 3 объединений, итогом которого стало образование основной структуры, где главными органами стали Европейская Комиссия, Совет, Парламент и Суд.

Следующим шагом в истории ЕС можно считать образование Маастрихтского соглашения в 1992 году, основой которого стало выделение трех базовых ступеней ЕС — Европейское Сообщество и межгосударственное взаимодействие в политической сфере и сфере безопасности, правовой базе.

Помимо этого, соглашением было регламентировано создание общей валютной единицы и тесного политического взаимодействия.

Спустя несколько лет в 1996 году в Турине проводилось Межправительственное собрание, в результате чего было подписано Амстердамское соглашение летом 1997 года.

С наступлением нового тысячелетия основными целями ЕС являются улучшение сфер взаимодействия и увеличение количества новых участников, в приоритете считаются страны центральной и восточных частей Европы.

Как образовался Евросоюз?

Евросоюз сочетает в себе и признаки государства и международной организации. Однако фактически он не является ни тем, не другим. Юридически он не закреплен как субъект международного права, но фактически принимает на себя участие в международных отношениях.

Население составляет более пятисот миллионов человек. Официальными языками являются языки всех государств-членов. Кроме того, ЕС имеет свой флаг и гимн, что является признаками государственности. На всей территории объединения существует единая валюта – евро.

Формировался ЕС не одним днем. Попытки объединить производства разных стран начались еще с 1952 года. То объединение, которое нам знакомо сегодня существует с 1992 года. При этом список его участников до сегодняшнего дня только расширялся.

Вот полный список государств (28 стран), которые входят в Евросоюз на 2019 год (в алфавитном порядке):

Страна

Дата вступления

1

Австрийская Республика

1 января 1995

2

Бельгия

25 марта 1957

3

Болгария

1 января 2007

4

Венгрия

1 мая 2004

5

Великобритания

1 января 1973

6

Греция

1 января 1981

7

Германия

25 марта 1957

8

Дания

1 января 1973

9

Италия

25 марта 1957

10

Ирландия

1 января 1973

11

Испания

1 января 1986

12

Республика Кипр

1 мая 2004

13

Люксембург

25 марта 1957

14

Латвия

1 мая 2004

15

Литва

1 мая 2004

16

Мальта

1 мая 2004

17

Нидерланды

25 марта 1957

18

Португалия

1 января 1986

19

Польша

1 мая 2004

20

Румыния

1 января 2007

21

Словения

1 мая 2004

22

Словакия

1 мая 2004

23

Франция

25 марта 1957

24

Финляндия

1 января 1995

25

Хорватия

1 июля 2013

26

Чехия

1 мая 2004

27

Швеция

1 января 1995

28

Эстония

1 мая 2004

Сложность существования этого объединения во многой степени обусловлена невозможностью государств соблюдать только собственные интересы в экономическом и политическом плане. Все страны-участницы обязаны действовать по соглашению, при этом любая из них может наложить запрет на то или иное предложение.

Несмотря на то, что основную базу Евросоюз имеет в Брюсселе, официальная столица Евросоюза не определена. Все 28 стран – участниц по очереди главенствуют на протяжении полугодовалого срока.

Границы


А-F — разные взгляды на границу между Европой и Азией

Название Европа для части света отсутствует в древнейшей греческой литературе (в гомеровском гимне к Аполлону Пифийскому Европой названа только Северная Греция) и впервые зафиксировано в «Описании Земли» Гекатея Милетского (конец VI века до н. э.), первая книга которого посвящена Европе.

Древние греки первоначально считали Европу отдельным материком, отделённым от Азии Эгейским и Чёрным морями, а от Африки — Средиземным морем. Убедившись, что Европа — лишь малая часть огромного материка, который ныне называют Евразией, античные авторы стали проводить восточную границу Европы по реке Дон (такие представления встречаются уже у Полибия и Страбона). Эта традиция господствовала в течение почти двух тысячелетий. В частности, у Меркатора граница Европы идёт по Дону, а от его истока — строго на север до Белого моря.

В XV веке Европа на короткое время стала почти синонимом христианского мира, но в настоящее время большинство христиан проживает вне её территории. В XIX веке почти вся мировая промышленность находилась в Европе; сегодня же большая часть продукции производится за её пределами.

В. Н. Татищев в 1720 году предложил провести восточную границу Европы по хребту Уральских гор, и далее по реке Яик (современный Урал) вплоть до устья, впадающего в Каспийское море. Постепенно новая граница стала общепринятой сначала в России, а затем и за её пределами. В настоящее время граница Европы проводится: на севере — по Северному Ледовитому океану; на западе — по Атлантическому океану; на юге — по Средиземному, Эгейскому, Мраморному, Чёрному морям; на востоке — по восточному подножию Уральских гор, горам Мугоджарам, по реке Эмбе до Каспийского моря, от него по рекам Куме и Манычу (Кумо-Манычской впадине) к устью Дона (в частности, согласно энциклопедиям: Большая советская энциклопедия и Энциклопедия Британника) или, реже, по Кавказскому хребту до Чёрного моря). Дальнейшее прохождение границы между Европой и Азией по Чёрному морю и черноморским проливам поддерживается всеми источниками. К Европе также относят близлежащие острова и архипелаги, в то время как
ряд островов Греции, находящихся вблизи побережья турецкой Анатолии, относится к Азии.

В силу указанных обстоятельств включение Азербайджана и Грузии в список стран Европы основывается прежде всего на политических, экономических и культурных соображениях, а также на иногда выделяемом частичном географическом расположении, что не является однозначным.

К Европе в тех или иных контекстах могут относиться страны и территории, находящиеся вне вышеописанных физических границ Европы, но связанные с Европой политически, экономически и культурно — например, Кипр, Армения.

Политическая система ЕС

Власть в ЕС имеет не совсем традиционное разделение на законодательную, исполнительную и судебную ветви:

Европейский совет — высший орган ЕС, состоящий из глав государств и правительств, а также министров иностранных дел стран-участниц. Кроме того, в Совет входят председатель Совета и председатель Еврокомиссии. К компетенции Совета относится определение стратегических решений в области развития ЕС, а также изменение текущих договоров. Заседания Евросовета проходят два раза в год. Его решения обязательны только для тех стран, которые их поддержали

Важно учитывать, что Европейский совет не равно Совет ЕС и Совет Европы.
Европейская комиссия — высший орган исполнительной власти, состоящий из 27 членов (по одному представителю от каждой страны-участницы), которые не вправе занимать другие должности. Еврокомиссия формируется 1 раз в 5 лет из лиц, которые были предложены Европейским советом и утверждены Европарламентом

Каждый член Еврокомиссии возглавляет определенное подразделение. В обязанности Комиссии входит внесение законодательных инициатив, надзор по их исполнению, а также управление бюджетом ЕС. Рабочие языки: английский, французский, немецкий.
Совет Европейского союза (или Совет министров) — законодательный орган ЕС, состоящий из 27 министров правительств стран-участниц. Помимо законодательных функций, имеет и некоторые исполнительные, которые касаются внешней политики и политики безопасности ЕС.
Европейский парламент — законодательный орган ЕС, избираемый сроком на 5 лет. Состоит из 751 депутата, которые избираются населением напрямую, и председателя, избираемого на 2,5 года. Члены Европарламента объединяются не по национальному признаку, а в соответствии с политической направленностью. Европарламент имеет и контролирующую функцию: решения Совета ЕС и Еврокомиссии требуют его одобрения. Кроме того, Европарламент вправе распускать Еврокомиссию. Помимо этого, без одобрения Парламента невозможно расширение ЕС и подписание торговых соглашений.
Суд Европейского союза — высший судебный орган в ЕС, состоящий из 27 судей и 8 генеральных адвокатов, назначаемых сроком на 6 лет. Каждые 3 года происходит обновление половины состава. Суд регулирует отношения между странами-участницами, физическими и юридическими лицами, а также между институтами. Кроме этого, дает заключения по международным договорам и толкует международные акты. Решения Суда ЕС обязательны для всех государств-участников, а их неисполнение влечет наложение штрафов. Суд ЕС не равно Европейский суд по правам человека.

ЕС обладает компетенцией лишь в тех областях, в которых страны-участницы согласились предоставить ему полномочия. Это ключевое отличие ЕС от государств федеративного устройства.

Компетенция ЕС делится на 3 типа:

  • исключительный;
  • совместный;
  • вспомогательный.

Исключительная компетенция курирует законотворчество и заключение международных договоров, то есть в ее сферу попадают:

  • таможенный союз;
  • определение правил конкуренции;
  • финансово-кредитная политика;
  • охрана морских биологических ресурсов;
  • общая торговая политика.

Совместная компетенция регулирует:

  • внутренний рынок;
  • ряд аспектов социальной политики;
  • экономическую и территориальную интеграцию;
  • сельское хозяйство, рыбный промысел;
  • охрану окружающей среды за исключением морской природоохраны;
  • защиту прав потребителей;
  • транспортную сферу и трансъевропейские сети;
  • энергетику;
  • ряд аспектов в сфере здравоохранения.

В некоторых областях совместная компетенция ЕС работает с национальными правительствами. Это касается:

  • научно-технической отрасли;
  • культуры;
  • гуманитарной помощи.

Вспомогательная компетенция оказывает поддержку национальным правительствам в ряде сфер:

  • охране здравоохранения;
  • промышленности;
  • культуре и образовании;
  • туризме и спорте;
  • гражданской обороне;
  • административном сотрудничестве.

Несмотря на наличие широких полномочий у органов ЕС, все страны-участницы обладают правом вето по важнейшим вопросам.

Выбери ответ

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий