Дотации регионам россии в 2019 году

Состав субъектов Российской Федерации

По форме государственного устройства государства могут быть унитарными и федеративными.

Федеративное государство является союзным государством, которое включает несколько государственных образований (субъектов федерации), имеющих определенную политическую самостоятельность.

Замечание 3

Исторически так сложилось, что наше государство подобно союзному государству, имеющему в своем составе самостоятельные территориально-политические образования. Основными факторами, повлиявшими на этот процесс, стали значительная часть территории, изобилие национальностей и различный уровень развития регионов. Для государственного устройства Российской Федерации характерны федеративные связи между ее субъектами, которые возникают на основе Федеративного договора и Конституции РФ одновременно. Поэтому Российская Федерация считается конституционно-договорной федерацией.

Российская Федерация включает в себя следующие виды субъектов:

  • республики;
  • автономную область;
  • автономные округа, края и области;
  • города федерального значения – Москва и Санкт-Петербург.

Как уже говорилось выше, субъекты РФ составляют три группы.

  1. Республики характеризуются своей конституцией, высшими органами государственной власти и названием. В Конституции РФ они называются государствами и имеют большой объем полномочий в своей деятельности.
  2. Автономные образования – автономная область и автономные округа — являются национально-территориальными образованиями, имеют право самостоятельно разрабатывать проект федерального закона о своем правовом статусе и выносить предложение Федеральному Собранию. Также они имеют свое наименование согласно названию нескольких национальностей или этнических групп, исконно проживающих на их территории.
  3. Края, области и города федерального значения – это административно-территориальные образования. Их территория не обосабливается по национальному принципу.

Основные принципы формирования Федерации:

  • национально-территориальный принцип устройства Федерации;
  • свободное региональное развитие субъектов РФ;
  • все народы равноправны и имеют право на самоопределение;
  • все тождественные субъекты существуют в соответствии с принципом равноправия;
  • жизнь всех народов основана на взаимопомощи и всестороннем сотрудничестве.

Все эти принципы закреплены в Конституции РФ.

Определение 1

Итак, Российская Федерация – это федеративное государство, нормы конституционно-правового института которого устанавливают форму государственного устройства, определяют виды субъектов РФ, распределяют компетенцию между субъектами и Федерацией, и строят отношения между субъектами РФ.

…как и Башкортостан, где образование и здоровье почти целиком финансирует республиканский бюджет

В ПФО наибольший объем единой субвенции получит в этом году Башкортостан — 309,2 млн рублей. Но и у него финансирование снизилось — в 2018 году РБ получала 360,7 млн рублей. При этом, на охрану культурного наследия Башкортостан получил почти в четыре раза меньше, чем РТ, — всего 713 тыс. рублей, на сферу образования — на 1 млн рублей меньше (37 млн рублей). По-прежнему заметно больше Башкортостан получает в рамках единой субвенции на охрану охотничьих ресурсов — 24,4 млн рублей.

Федеральное финансирование в соседней республике тоже в разы ниже, чем региональное. Для сравнения, на образование из бюджета РБ потратят 46 млрд рублей, на культуру — 6 млрд, на здравоохранение — 20 млрд (в рамках единой субвенции на охрану здоровья Башкортостан должен получить лишь 2,5 млн рублей). В Уфе тоже, скорее всего, не особенно беспокоятся о снижении объемов единой субвенции, так как прогноз по безвозмездным поступлениям из федерального бюджета составил 33 млрд рублей. Еще 600 млн рублей Москва выделит на реализацию мероприятий национального проекта «Образование» по результатам конкурсного отбора Министерства просвещения РФ.

В топ-5 регионов по получению единой субвенции, разумеется, почти сплошь богатые регионы, для которых она вряд ли представляет что-то особенно значимое: Москва получит 602 млн рублей (а не 666 млн, как в прошлом году), Московская область — 461,4 млн, Свердловская область — 381,8 млн, Краснодарский край — 376 млн, Красноярский край — 309,2 млн. Москва и Санкт-Петербург, в силу очевидных причин, лидеры и по федеральному финансированию объектов культурного наследия — в 2019 году они получат 65 млн и 45,3 млн рублей соответственно. Не совсем понятно, почему по этому направлению получит какие-то жалкие 2,6 млн рублей Татарстан (видимо, федералы уверены, что свое культурное наследие, за которое ратуют сами же местные власти, в РТ не бросят). Это лишь 27-е место по РФ. На 18-м месте РТ находится и по финансированию здравоохранения (на 20-м — РБ). Единственное направление, по которому лидируют Татарстан и Башкортостан, как и в прошлом году — это образование. Здесь они занимают, соответственно, первое и второе место.

Распределение единой субвенции бюджетам субъектов РФ на 2019 год, тыс. руб.

Наименование субъекта Российской Федерации Формирующие единую субвенцию бюджетам субъектов Российcкой Федерации из федерального бюджета субвенции из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление переданных органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий Российской Федерации Единая субвенция
в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов в области охраны и использования объектов животного мира
(за исключением охотничьих ресурсов и водных биологических ресурсов)
на государственную регистрацию актов гражданского состояния в том числе на обеспечение мероприятий по переводу в электронную форму книг государственной регистрации актов гражданского состояния по осуществлению деятельности, связанной с перевозкой между субъектами Российской Федерации, а также в пределах территорий государств – участников СНГ несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей, организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, образовательных организаций и иных организаций в отношении объектов культурного наследия
Город федерального значения Москва 65,8 512.720,2 104.879,1 4.395,0
Московская область 53,4 87,7 369.100,4 75.656,8 1.155,0
Свердловская область 228,1 92,1 313.696,0 69.526,8 180,0
Краснодарский край 135,1 219,2 306.949,9 68.486,9 979,4
Красноярский край 3.661,4 245,5 226.812,5 61.584,2 882,1
Республика Башкортостан 173,4 131,5 243.596,4 61.381,4 561,7
Иркутская область 2.096,5 190,0 232.797,3 44.814,9 513,0
город федерального значения Санкт-Петербург 65,8 195.540,1 53.083,8 5.882,6

Сергей Афанасьев

АналитикаЭкономикаБюджетОбществоОбразование БашкортостанТатарстан

Подвиды регионов

Дотационные субъекты нашей страны делятся внутри себя еще на несколько подвидов. Сами регионы имеют значительное различия по сложности ситуации и причинам возникновения этих сложностей. Существуют 3 основных подвида:

1. Кризисные – это те субъекты, в которых показатели социально-экономического развития значительно отстают от плановых или средних по стране. Кроме того, в данных областях должен наблюдаться спад показателей.

2. Отсталые – это те регионы, в которых развитие социально-экономической сферы значительно отстало от текущего времени, а научно-технический потенциал не получил должного развития, в результате чего субъект физически не может быть экономически эффективным.

3. Депрессивные – это такие области, в которых научный прогресс остановился, в результате чего на данный момент наблюдается отставание от средних показателей роста социально-экономического развития по стране. Стоит отметить, что ранее данный регион мог занимать лидирующие позиции по тем или иным параметрам или даже быть регионом-донором.

Сколько осталось регионов-доноров

Финансовые перспективы регионов

Экономический кризис стал настоящим испытанием для региональных бюджетов. Если дефицит федерального бюджета покрывался за счет накопленных резервов, то региональные власти могли рассчитывать только на привлечение долговых ресурсов. В результате обслуживание накопленной задолженности стало «съедать» значительную часть поступлений региональных бюджетов.

После восстановления роста цен на нефть государственная казна получила дополнительный приток финансовых ресурсов. Основным источником доходов регионов остаются НДФЛ и налог на прибыль, которые зависят от возобновления докризисных темпов экономического роста.

Чтобы улучшить финансовое положение регионов, правительство планирует расширить программу реструктуризации кредитов. С данной инициативой выступил Владимир Путин, подчеркивая необходимость оздоровления региональной системы финансов. В противном случае выполнение многих социальных программ окажется под угрозой.

Масштабная программа реструктуризации кредитов будет запущена уже. Новая инициатива властей будет рассчитана на 7 лет. В результате регионы смогут высвободить дополнительные финансовые ресурсы, необходимые для финансирования расходной части. При этом ключевым показателем станет эффективность использования средств федерального бюджета, что может продлить сроки действия льготной программы до 12 лет.

В следующем году дотации регионам будут увеличены на 5% и достигнут 645 млрд руб. Объем правительственной поддержки будет зависеть от долговой нагрузки на региональные бюджеты. Кроме того, в Минфине ограничили рост дотаций для регионов по сравнению с прошлым годом – данный показатель не может быть больше 20%.

Наибольшие дотации из государственной казны получат Дагестан, Якутия и Камчатский край. Часть регионов не испытывают финансовых трудностей и останутся без дотаций.

В следующем году чиновники планируют запустить масштабную программу реструктуризации долговой нагрузки, что позволит решить проблему закредитованности региональных бюджетов.

Смотрите видео о выделении 104 миллиардов рублей из бюджета страны на дотации регионов:

Дотации для регионов Российской Федерации в 2020 году.

Дотационными регионами из общего числа 85 считаются 73 региона. В 2020 году помощь регионам была оказана на 5% больше чем в предыдущем году. Не нуждаются в помощи от государства большие промышленные, нефтедобывающие регионы. Кроме того столица нашей Родины, так же не нуждается в помощи от государства. Город с миллионными жителями и развитым бизнесом, обеспечивает себя самостоятельно. Те же кто получают такую помощь становятся зависимыми от федеральной власти, ведь управлять отдельными территориями гораздо удобнее.
Инструментов помощи субъектам Российской Федерации, являются дотации. Бесспорно помощь очень важная и нужная, но такое количество регионов ждущих поддержки от государства, вселяет опасение за действующую систему и за бюджет в целом.

Какие регионы в России являются донорами?

По данным Министерства Финансов РФ, в текущем году никаких дотаций на балансировку казны из федерального бюджета не получали такие регионы, как Москва, Санкт-Петербург, Московская область, Самарская область, Сахалинская область и другие. Всего их насчитывается 13 по всей стране. Показатель по мировым меркам очень мал. Например, в США из 50 штатов 14 являются донорами, что более 25%. В РФ же 85 регионов и 13 доноры, что около 10%.

Если выяснить по каким параметрам определяется каким является субъект – реципиентом или донором, то все достаточно просто – доноры получают из федерального бюджета меньше, чем отчисляют в него. В основном спонсорами государственной казны становятся регионы, которые:

  1. Являются финансово-экономическими центрами
  2. Имеют высокое экономическое развитие
  3. Являются добывающими сырье в большом объеме
  4. Имеют высокий уровень развития промышленности

Отдельно хотелось бы выделить области, которые становятся временными донорами и в ограниченный промежуток времени приносят в бюджет страны большие суммы, но затем вновь становятся дотационными по тем или иным причинам.

Официальные показатели по регионам и прогнозы

Показатели валового регионального продукта на душу населения по регионам по итогам 2018 года имеют следующие цифры:

Субъект РФ Млрд руб. Прирост, %
Республика Алтай 47 101,4
Республика Тыва 64 101,6
Республика Хакасия 215 101,2
Томская область 533 100,9
Алтайский край 552 100,5
Омская область 720 100,2
Новосибирская область 1183 101,4
Кемеровская область 1213 102,8
Иркутская область 1365 100,7
Красноярский край 2316 104,2
Брянская область 330,6
Амурская область 273,8

Наихудшие прогнозы динамики роста ВРП в 2020–2024 годах имеют такие регионы:

  • Пермский край и Челябинская область (1,6%).
  • Владимирская область и Красноярский край (1,1%).
  • Курская обл. (1,2%).
  • Костромская область (0,7%).
  • Сахалинская обл. (-3,1%).
  • Удмуртская республика и Бурятия (1,4% и 1,3 соответственно).

Динамика экономического роста ВРП предполагается в Чукоткой АО (8,8%), Иркутской области (8,7%), Амурской (6,1%), Магаданской области (5,4%), Московской (4,9%), Ульяновской (4,8%). В лидеры данные регионы выбиваются благодаря реализации различных инвестиционных проектов.

Размер дотаций в 2019 году

Размер трансфертов между федеральным и региональными бюджетами определяется законами РФ и постоянно корректируется правительством. Наибольшие дотации на «выравнивание» (основная часть всей межбюджетной помощи) получают субъекты с низким ВРП на душу населения. В частности, в 2019 году среди «лидеров» по объему таких дотаций представлены следующие территории.

Субъект РФ Размер дотаций на «выравнивание» в 2019 году, млрд. рублей
Всего по России 430.2
Республика Дагестан 50.2
Камчатский край 34.4
Чеченская республика 22.3
Республика Саха (Якутия) 22.2
Алтайский край 16.5
Республика Бурятия 14.3
Республика Тыва 14.3
Республика Крым 14.1
Ставропольский край 11.6
Республика Алтай 9

Не имеют права на дотации «выравнивания» субъекты РФ с высоким ВРП на душу населения. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Однако все эти регионы могут получать другие финансовые трансферты и помощь из федерального бюджета.

Ряд регионов России в попытке финансировать свои расходы прибегают к займам, как государственным, так и коммерческим. Государственные займы также предоставляются субъектам федеральным правительством, но в отличие от безвозмездных дотаций, они являются платными и теоретически подлежат возврату через определенный срок. По словам известного эксперта по региональной политике в России, профессора МГУ Н.В. Зубаревич получение льготных государственных кредитов властями субъектов давно превратилось «в бои без правил».

В случае если регион не может расплатиться по своим долгам в нем вводится т.н. «казначейское наблюдение». Фактически это означает внешнее управление финансами таких территорий-банкротов со стороны федеральных властей. В 2018 году «казначейское наблюдение» было введено в Хакасии и Костромской области. Еще раньше, в 2015 году власти Новгородской области отказались возвращать крупный кредит коммерческому банку, что потребовало вмешательства центрального правительства.

Наибольшую долговую нагрузку в 2018 году имели Карелия, Кабардино-Балкария, Мордовия, Хакасия и Костромская область. У всех этих регионов суммарный размер задолженности превышает их совокупные доходы, взятые без учета федеральной помощи.

  • Семейный автомобиль: госпрограмма в 2019 году: будет ли
  • Экологический налог в России в 2019 году
  • Налог на самозанятых граждан в 2019 году

И таких «дотируемых Татарстаном регионов» будет все больше

Разумеется, это все потому, что в РТ, как и в ХМАО, Ненецком АО, Ямало-Ненецком АО и прочих регионах есть нефть. И потому еще, что именно на нефтедобывающие регионы и регионы, где велика доля добычи полезных ископаемых. Вообще в деле пополнения бюджета, именно на эти регионы Минфин РФ «повесил» пропорции, в результате которых львиная доля собранных средств отправляется в федеральный кошелек.

В Татарстане по результатам прошлого года 71,1% собранных средств отправилось в федеральный бюджет, всего же было собрано 690 млрд рублей. Примерно так же обстоят дела у Пермского края (261,3 из 382,5 млрд рублей отправилось в Москву).

Но у десяти регионов пропорция еще более в пользу федералов, в том числе в двух регионах ПФО. Так, Удмуртия отправляет в федеральный бюджет 76,4% собранных средств (157,5 из 206 млрд), Оренбургская — 82,17% (300,8 из 366 млрд). Сильнее всего перекос у главных «доноров всея Руси»: Ханты-Мансийского, Ненецкого и Ямало-Ненецкого АО, где в федеральный бюджет отправляют от 88 до 92% всех собранных нефтяных средств.

И, судя по всему, доля налогов, отправляемая в федеральный кошелек, будет расти, если вспомнить слова министра финансов Татарстана об увеличении этой доли до 75%.

Вообще же, в ПФО в среднем доля налогов, отправляемая в Москву, выше остающейся в регионах: 63,6% против 36,3% (в 2017 году было 59% против 41%). Больше всего страдает Уральский федеральный округ, где, в среднем, 84,3% собранных средств не остается в регионах (годом ранее эта доля была на 1% меньше).

При этом в подавляющем большинстве регионов — в 64 субъектах РФ — ситуация обратно пропорциональная, в 30 регионах более 70—80% собранных налогов остается «дома». Что, в общем, и объясняется как нефтяным креном экономики РФ и федерального бюджета, так и вынужденными дотациями, на которые большинству регионов России приходится жить, верстая свои бюджеты с обязательной оглядкой на Москву.

Распределение налогов, сборов и иных обязательных платежей по бюджетам разных уровней на 1.01.2019, тыс. руб.

Регион Федеральные налоги и сборы Региональные налоги
Всего в
федеральный
бюджет
в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
из него —
в доходы
местных
бюджетов
Всего в консолиди-
рованный
бюджет
субъекта РФ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ 19.082.928.842 11.638.081.710 7.444.847.132 809.430.903 1.148.420.187
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ОКРУГ 4.898.721.585 2.100.429.402 2.798.292.183 174.969.427 332.703.361
Белгородская область 93.858.973 31.913.022 61.945.951 9.856.419 11.057.161
Брянская область 40.733.939 18.855.121 21.878.818 4.441.136 4.176.993
Владимирская область 67.279.604 29.900.739 37.378.865 6.780.075 5.721.485

Сергей Афанасьев

АналитикаПромышленностьНефтьЭкономикаФинансыБюджетОбществоВласть Министерство финансов Республики ТатарстанГайзатуллин Радик Рауфович

Что изменится в Крыму?

Новые дотационные регионы — это Севастополь и Крым. В них должны будут обеспечить нужный уровень зарплат бюджетников (учителя, врачи, полицейские и т. д.). Что касается обеспеченности Крыма и Севастополя ресурсами (газ, свет и вода), пока все это Крым и Севастополь получают из Украины. Поэтому одно время в СМИ были заявления Украины о неоплате счетов за данные блага Россией и Крымом в частности. Сельское хозяйство было на грани краха, так как поля засыхали, урожай был под угрозой. Но российские власти урегулировали данный вопрос. На сегодняшний день в Крыму уже оборудовали новые водонапорные башни, которые вполне смогут обеспечить потребности всего полуострова для орошения земель.

Крым — дотационный регион или нет? Так как работоспособное население Крыма будет пополнять бюджет РФ своими отчислениями, а полуостров станет центром российского туризма и будет процветать, узнать об этом можно будет только в будущем. Никакие выводы сейчас относительно перспектив развития полуострова сделать нельзя. Но можно предположить такую тенденцию: большие суммы безвозмездно будут перечисляться в казну автономных республик Крым и Севастополь для их развития. Также государство будет поддерживать регионы для улучшения инвестиционного климата и привлечения инвесторов.

Дотации федерального бюджета России регионам: Таблица

Регион млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,20
Республика Бурятия 18,30
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13,00
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,20
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,50
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,80
Курская область 3,77
Костромская область 3,70
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,60
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения  Севастополь 2,60
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,30
Калужская область 0,27
Республика Татарстан (Татарстан) 0,00
Ленинградская область 0,00
Московская область 0,00
Самарская область 0,00
Сахалинская область 0,00
Свердловская область 0,00
Тюменская область 0,00
город федерального значения Москва 0,00
город федерального значения  Санкт-Петербург 0,00
Ненецкий автономный округ 0,00
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра 0,00
Ямало-Ненецкий автономный округ 0,00

Размер дотаций в 2019 году

Размер трансфертов между федеральным и региональными бюджетами определяется законами РФ и постоянно корректируется правительством. Наибольшие дотации на «выравнивание» (основная часть всей межбюджетной помощи) получают субъекты с низким ВРП на душу населения. В частности, в 2019 году среди «лидеров» по объему таких дотаций представлены следующие территории.

Субъект РФ Размер дотаций на «выравнивание» в 2019 году, млрд. рублей
Всего по России 430.2
Республика Дагестан 50.2
Камчатский край 34.4
Чеченская республика 22.3
Республика Саха (Якутия) 22.2
Алтайский край 16.5
Республика Бурятия 14.3
Республика Тыва 14.3
Республика Крым 14.1
Ставропольский край 11.6
Республика Алтай 9

Не имеют права на дотации «выравнивания» субъекты РФ с высоким ВРП на душу населения. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Однако все эти регионы могут получать другие финансовые трансферты и помощь из федерального бюджета.

Кроме дотаций на «выравнивание» в России существуют значительные выплаты на «сбалансированность». Они зависят от предполагаемой величины дефицита регионального бюджета и прочих показателей, которые власти страны предпочитают не расшифровывать. Главными получателями такого вида помощи уже традиционно являются Чечня и Крым.

Ряд регионов России в попытке финансировать свои расходы прибегают к займам, как государственным, так и коммерческим. Государственные займы также предоставляются субъектам федеральным правительством, но в отличие от безвозмездных дотаций, они являются платными и теоретически подлежат возврату через определенный срок. По словам известного эксперта по региональной политике в России, профессора МГУ Н.В. Зубаревич получение льготных государственных кредитов властями субъектов давно превратилось «в бои без правил».

В случае если регион не может расплатиться по своим долгам в нем вводится т.н. «казначейское наблюдение». Фактически это означает внешнее управление финансами таких территорий-банкротов со стороны федеральных властей. В 2018 году «казначейское наблюдение» было введено в Хакасии и Костромской области. Еще раньше, в 2015 году власти Новгородской области отказались возвращать крупный кредит коммерческому банку, что потребовало вмешательства центрального правительства.

Наибольшую долговую нагрузку в 2018 году имели Карелия, Кабардино-Балкария, Мордовия, Хакасия и Костромская область. У всех этих регионов суммарный размер задолженности превышает их совокупные доходы, взятые без учета федеральной помощи.

Дотации для регионов в 2018 году: кому и сколько

В нашей таблице приводятся точные суммы дотаций для всех российских регионов.

Чеченская республика хоть и занимает 5 место в рейтинге дотационных регионов, зависит от них больше всех. 84% бюджета республики формируется посредством дотаций и иных поступлений из общефедерального бюджета. Казна Крыма формируется за счет дотаций на 67%, хоть в рейтинге он и занимает лишь 8 место.

Регион России Величина дотаций, млрд. руб.
Республика Дагестан 59,07
Республика Саха (Якутия) 43,94
Камчатский край 39,36
Алтайский край 27,13
Чеченская Республика 27,08
Ставропольский край 19,2
Республика Бурятия 18,3
Республика Крым 17,71
Республика Башкортостан 16,43
Республика Тыва 15,73
Ростовская область 13,85
Курганская область 13
Брянская область 12,81
Забайкальский край 12,13
Ивановская область 11,64
Кабардино-Балкарская Республика 11,09
Кировская область 10,01
Чувашская Республика – Чувашия 9,92
Чукотский автономный округ 9,77
Республика Алтай 9,65
Республика Ингушетия 9,2
Карачаево-Черкесская Республика 9,13
Тамбовская область 9,11
Республика Северная Осетия – Алания 8,98
Архангельская область 8,82
Краснодарский край 8,74
Республика Карелия 8,54
Приморский край 8,52
Саратовская область 8,5
Волгоградская область 8,29
Челябинская область 7,59
Кемеровская область 7,22
Воронежская область 7,01
Хабаровский край 6,77
Пензенская область 6,68
Омская область 6,58
Республика Марий Эл 6,03
Иркутская область 5,85
Орловская область 5,73
Владимирская область 5,58
Новосибирская область 5,56
Магаданская область 4,98
Псковская область 4,29
Томская область 4,15
Тверская область 4,08
Оренбургская область 3,97
Нижегородская область 3,93
Республика Калмыкия 3,84
Республика Адыгея (Адыгея) 3,8
Курская область 3,77
Костромская область 3,7
Удмуртская Республика 3,63
Амурская область 3,6
Рязанская область 3,47
Ульяновская область 3,35
Смоленская область 3,25
Красноярский край 3,19
Республика Хакасия 3,09
Республика Мордовия 2,76
Вологодская область 2,73
город федерального значения Севастополь 2,6
Астраханская область 2,42
Белгородская область 2,37
Пермский край 2,19
Калининградская область 2,17
Еврейская автономная область 1,89
Тульская область 1,85
Новгородская область 1,31
Липецкая область 0,79
Ярославская область 0,69
Мурманская область 0,47
Республика Коми 0,3
Калужская область 0,27
Республика Татарстан
Ленинградская область
Московская область
Самарская область
Сахалинская область
Свердловская область
Тюменская область
город федерального значения Москва
город федерального значения Санкт-Петербург
Ненецкий автономный округ
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Ямало-Ненецкий автономный округ

Разношерстная команда

Вместе с тем пока нельзя утверждать, что именно эти регионы окажутся лидерами по темпам восстановления экономик: эффективность мер можно будет оценить только через несколько месяцев — с учетом реального количества организаций и предпринимателей, получивших доступ к поддержке. «Вполне вероятно, что в лидерах по реальной эффективности мер поддержки окажутся регионы, способные не только прописать большое количество инструментов помощи на бумаге, но и обладающие необходимыми финансовыми и административными ресурсами для их применения», — говорится в документе.

Помощь по осени сыграет

Фото: ИЗВЕСТИЯ/Александр Казаков

Почему в число лидеров по мерам поддержки бизнеса вошли столь разнообразные по своему экономическому состоянию субъекты? Как пояснил управляющий директор по проектам развития НРА Виктор Четвериков, кризис потребовал от регионов максимальной гибкости и оперативности в принятии решений, нацеленных на спасение экономики.

—- Многим помог накопленный опыт создания благоприятного бизнес-климата. Например, Москва и Тульская область одновременно входят в число лидеров и по разнообразию мер поддержки бизнеса, и в число лидеров разнообразных рейтингов инвестиционного климата. И это не просто совпадение: регионам, в которых отлажены системы поддержки бизнеса в «мирное» время, гораздо проще запустить пакеты мер антикризисной поддержки, — прокомментировал он.

Из обзора НРА можно сделать вывод, что объем помощи определялся и уровнем потребности в ней. Например, Тыва в апреле-мае 2020 года стала лидером по сжатию промпроизводства: в последний весенний месяц оно сократилось более чем на треть. В регионах Северного Кавказа наблюдается существенный рост безработицы. Крым (5,1%), Бурятия (4%), Кабардино-Балкария (3,2%), Адыгея (3,1%), Чувашия (2,8%) и Москва (2,7%) входят в список субъектов с высокой долей в валовой региональный продукт (ВРП) туризма, общественного питания, спорта, досуга и развлечений. Эти сферы максимально пострадали от введения ограничительных мер, связанных с пандемией.

Гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев полагает, что регионы из топ-15 можно разделить на два класса: те, у кого есть средства и кому важно сохранить МСП для экономики региона, и дотационные субъекты, которые сделали ставку на сохранение социально-экономической структуры. Причину неоднородности топа можно объяснить тем, что туда вошли субъекты, которые проявили максимальную осведомленность о принимаемых правительством мерах и готовые поддержать федеральный вектор борьбы с коронакризисом, считает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им

Г.В. Плеханова Максим Соколов

Причину неоднородности топа можно объяснить тем, что туда вошли субъекты, которые проявили максимальную осведомленность о принимаемых правительством мерах и готовые поддержать федеральный вектор борьбы с коронакризисом, считает доцент кафедры государственного и муниципального управления РЭУ им. Г.В. Плеханова Максим Соколов.

— Если посмотреть на восьмерку лидеров по максимальному уровню разнообразия мер господдержки, то представленные регионы крайне неоднородны по большинству параметров. Это можно объяснить высоким уровнем реагирования властей этих субъектов на современные вызовы и их тесную интеграцию — в том числе ресурсную и информационную — с федеральными властями, — подчеркнул эксперт.

Зачем вообще этим регионам переводить деньги, за какие заслуги и для чего

Дотационную политику Минфин называет очень интересно — «распределение дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности». Ииии… в принципе, так оно и есть.

Например, та же Чечня — не самый индустриальный регион, приносит мало. Но там живут люди с паспортом гражданина РФ, а значит, они имеют право получать те же бюджетные услуги, что и жители других регионов.

С другой стороны, раз уж мы начали говорить о Чечне, то нужно иметь в виду, что там добывают около 3 млн тонн нефти ежегодно, а по добыче газа регион занимает 18-е место в стране (около 400 млн кубометров).

Тонна нефти стоит минимум 20 000 руб., т. е. одна только добыча полезных ископаемых способна наполнить бюджет республики и обеспечить 1 478 726 человек.

Плюс давайте представим, что будет, если перестать перечислять дотации.

Уровень жизни упадет в разы, начнется неконтролируемая внутренняя миграция, вырастет уровень преступности и прочие прелести, которые проще оттянуть очередными 60 млрд руб.

Как федералы сражаются за налоги отставками губернаторов и внешним управлением регионов

Что бывает с регионами, где туго с собираемостью налогов, мы писали еще в прошлом году. Напомним, по итогам 2016 года налоговый ручеек из Забайкальского края обмелел на 96%: с 3,7 млрд до 137,5 млн рублей. Край уже тогда считался проблемным. По итогам 2015 года регион предупреждали о сильном наращивании долговой нагрузки – «по ее уровню (82,7% к собственным доходам) Забайкалье занимало 15-е место в стране, сам уровень является критическим». В 2016 году бюджет края достиг предельного уровня государственного долга. Ситуация в крае по итогам 2017 года не улучшилась, он занимал третье место по отрицательной динамике.

Наталья Жданова не проработала и трех лет на посту губернатора, как и предыдущий глава региона. Фото губернатор.забайкальскийкрай.рф

В начале 2018 года стало известно, что долг бюджета Забайкальского края перед федеральным бюджетом будет реструктуризован с рассрочкой платежа до 2024 года: на 1 января 2018 года сумма задолженности региона составляла уже 14,6 млрд рублей. Итогом стала отставка губернатора Натальи Ждановой в октябре прошлого года, которая не проработала на посту и трех лет, как и предыдущий глава региона, уволившийся в 2016 году. Новым главой края, которому придется разгребать финансовые конюшни, стал Александр Осипов, ранее работавший первым заместителем главы Минвостокразвития РФ.

Еще ранее федеральные власти придумали другой прием, начав вводить внешнее управление Минфина РФ в регионах. В настоящее время три российских региона находятся под этим режимом. Казначейское сопровождение осуществляется в отношении Хакасии (налоговые сборы в 2018 году упали в 2,6 раза, до 902 млн рублей, как итог — 3 млрд рублей дотаций), Мордовии, о которой мы уже писали (2,7 млрд рублей дотаций было выделено в прошлом году на выравнивание бюджетной обеспеченности), и Костромской области.

В последней, несмотря на госдолг, налоговые поступления в прошлом году выросли на 35%, до 9,8 млрд рублей (объем дотаций составил 3,7 млрд рублей). У Мордовии и Костромы, по данным на февраль 2019 года, госдолг превышает собственные доходы за год. В начале прошлого года критические долги были у семи регионов. При этом Мордовия по-прежнему в зоне риска: если Костромская область в 2018 году сократила госдолг на 7%, а рыночный на 10%, то Мордовия нарастила долги — на 12% и 45% соответственно. Госдолг регионов в прошлом году все-таки сократился на 4,7% или на 109 млрд руб., а долги перед банками — на 2,3%, или 28 млрд руб.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область (падение их составило тогда 5%), в этом году собрали на 1% больше, но отыграть падение, конечно, не удалось: собрано было 13 млрд рублей в федеральный бюджет. Как и в случае с Забайкальским краем в начале 2018 года было принято решение о реструктуризации долга области: Кировская область погасит около 15,6 млрд рублей задолженности в течение семи лет за счет программы реструктуризации.

В прошлом году самым проблемным регионом в смысле налоговых сборов была Кировская область. Фото nesiditsa.ru

Если говорить о ПФО, то самый впечатляющий рост налоговых сборов, разумеется, у нефтяных регионов. Лучшие показатели, напомним, у Татарстана, а также у Оренбургской области (собрали в 1,5 раза больше — 300,8 млрд рублей), Самарской области (на треть больше, 291,7 млрд рублей), Пермском крае (на 40% больше, 261,3 млрд рублей) и Башкортостане (на треть больше, 221,8 млрд рублей). В топ-20 лучших регионов РФ вошла также Саратовская область, где налоговые сборы в федеральный бюджет выросли лишь на 10%, до 108 млрд рублей.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий