Что такое санкции

Содержание

Определение слова «Санкция» по БСЭ:

Санкция (от лат. sanctio — строжайшее постановление)в праве, 1) государственно-предохранительная мера, применяемая к правонарушителю и влекущая для него определённые неблагоприятные последствия. Советское государство, устанавливая в законе и применяя С., воспитывает у членов общества сознание необходимости соблюдения правовых предписаний, побуждает их к определённому поведению, охраняет правопорядок и обеспечивает тем самым соответствующее развитие общественных отношений. В зависимости от характера мер воздействия на правонарушителя и применяющих их органов С. делятся на: уголовно-правовые, применяемые только судом (например, Лишение свободы, Ссылка, высылка, исправительные работы). административно-правовые, применяемые милицией, органами народного контроля, государственными инспекциями (например, Штраф, административный арест). дисциплинарно-правовые, применяемые администрацией и должностными лицами в отношении подчинённых по службе (например, замечание, выговор, смещение на низшую должность, увольнение). имущественные, применяемые судом, арбитражем (например, возмещение нарушителем потерпевшему лицу ущерба или взыскание в его пользу имущества, признание сделки недействительной и обращение полученной выгоды в доход государства, уплата неустойки).Имущественная С. может быть назначена как самостоятельная мера наказания или в сочетании с какой-либо другой С. 2) Структурная часть правовой нормы, содержащая указание на возможные меры государственного воздействия на нарушителя данной нормы. Это — юридическая гарантия достижения целей правового регулирования, предотвращения и искоренения правонарушений.Для советского права характерна тенденция к установлению определённых (т. е. точно указывающих характер и объём меры воздействия на правонарушителя) или относительно-определённых С. (т. е. указывающих характер, минимальный и максимальный объём меры воздействия). Неопределённых С., т. е. предоставляющих должностным лицам возможность по своему усмотрению избирать меру воздействия и произвольно определять её объём, советское право (в отличие от буржуазного права) не знает. 3) Акт прокурора, разрешающий принудительные меры в отношении лица, подозреваемого в преступлении (например, заключение под стражу, залог, Обыск, выемку почтово-телеграфной корреспонденции).Л. Ф. Щебанов.4) В международном праве — меры воздействия, применяемые к государству в случаях нарушения им своих международных обязательств или норм международного права (см. Деликт). Одним из основных начал современного международного права является принцип ответственности государства, согласно которому государство обязано исправить ущерб, причинённый его противоправными действиями. за эти действия к нему могут быть применены соответствующие С. Юридические последствия, которые наступают в случае совершения государством преступления и простого международного правонарушения, неодинаковы. При правонарушении, наносящем ущерб какому-либо государству (или группе государств), государство-правонарушитель обязано восстановить нарушенные права или предоставить соответствующее удовлетворение. При причинении материального ущерба восстановление нарушенных прав осуществляется главным образом в форме Репарации или реституции.В случае международных преступлений, представляющих посягательство на коренные основы международного общения и наносящих ущерб всему международному сообществу государств, к государству-правонарушителю должны быть сразу применены С., которые могут включать в качестве самой крайней меры военное принуждение (так называемые принудительные меры по Уставу ООН). Такие меры применяются только по решению Совета Безопасности ООН в случаях угрозы миру, нарушения мира или акта агрессии. Принудительные меры по Уставу ООН — это прежде всего политические меры, которые Совет Безопасности может применить по своему усмотрению для поддержания или восстановления международного мира и безопасности. Они приобретают характер С. только в том случае, если Совет Безопасности определит наличие акта агрессии или специально укажет, какая сторона виновна в нарушении мира или угрозе миру.Наряду с принудительными мерами, Устав ООН содержит ряд постановлений, которые следует рассматривать в качестве С. (о приостановлении прав и привилегий государств — членов ООН в случае применения против них превентивных или других принудительных мер. об исключении государства из членов ООН в случае систематического нарушения принципов Устава и др.).В. И. Менжинский.

Причины введения санкций

Существует официальная версия введения экономических запретов против Российской федерации. К основным причинам относят:

  • осложнение ситуации на полуострове Крым в 2014 году и вмешательство РФ в дела автономной республики
  • подстрекательство и поддержка к проведению референдума о принятии независимости
  • запрос на вступление и принятие РФ новой территории в одностороннем порядке, что является нарушением целостности границ Украины
  • разжигание конфликта на востоке Украины и всяческая поддержка ополчения
  • отказ от содействия в урегулировании конфликта на Украине и осложнение при допуске экспертов к месту падения малазийского лайнера

Это основные причины, которые послужили поводом для введения «предупредительных» мер. Они имеют чёткую структуру и направление. В прошлом аналогичные инструменты давления на страны имели вид блокады, но здесь применяется точечное экономическое подавление. Речь идёт о введение ограничений против юридических и физических лиц, коммерческих структур, заводов, финансовых организаций и т. д. Запреты в основном касаются военной, нефтяной и газовой промышленности.

Первый пакет санкций был введён по инициативе США. С помощью экономических и торговых рычагов было оказано давление на Евросоюз, со странами которой РФ имеет тесное сотрудничество. Кроме того, введение санкционного пакета поддержали дружественные с США государства. Первый пакет был введён против России со стороны США, ЕС, Австралии, Канады и Новой Зеландии. В список входили юридические и физические лица, у которых были заморожены активы за границей и аннулированы визы. Под ограничения попали и некоторые предприятия, с которыми были аннулированы договора, причём это коснулось сразу нескольких сфер экономики.

Вместе со список санкций были предъявлены и причины (обвинения) их ведения. Соответственно, для снятия ограничений необходимо было вернуть Крым в состав Украины и перестать поддерживать разжигание конфликта на востоке Украины. По первому пункту РФ отказывается принимать меры, ссылаясь на проведение честного референдума в рамках мирового законодательства, а по второму пункту идёт отрицание причастия к войне и помощи ополченцам (оружием).

Отсутствие договорённости и ряд других причин повлекли за собой вступление в силу ещё нескольких пакетов санкций:

  1. Ухудшение ситуации на востоке Украины и нежелание (отсутствие) вести переговоры с ополченцами, со стороны России.
  2. Пакет был применён в связи с крушением малазийского Боинга 777. Причиной мирового сообщества стали применение оружия со стороны донецких ополченцев.

Какая на самом деле правда прячется за этими причинами и словами, может знать только узкий круг людей. Бесспорно только то, что в течение последующих нескольких лет в силу вступили более 10 раз новые пакеты санкций.

В основном расширяются списки, которые касаются юридических и физических лиц. Так 16 февраля  под новый список санкций попал Иосиф Кабзон, несколько политических деятелей из ДНР и ЛНР. Кроме того, был заморожены активы ещё 150 человек из разных отраслей. Под ограничения частично или полностью попали такие фирмы, как:

  • Сбербанк
  • Газпромбанк
  • ВТБ
  • Роснефть
  • Россельхозбанк и др.

Аналогичные меры воздействия коснулись военной промышленности, а также научных центров относящихся к военной или технической области.

Закон РФ о контрсанкциях 2018 года

СССР и санкции

Реально ли обжаловать санкции ЕС?

Какие ограничения предусматривают новые акты ЕС?

Что такое «экономические санкции»

В отличие от санкций общего характера (разрыв дипломатических отношений, ограничение радио или почтового сообщения и пр.), «экономические санкции» принимаются с целью ограничения международной торговли и экономических ресурсов других стран. Исходя из имеющейся практики введения санкций ЕС и США, в том числе в отношении Российской Федерации, Ирана, Ирака, Афганистана, Сирии и Северной Кореи, можно выделить следующие виды экономических санкций:

  • торговое эмбарго: полный запрет для лиц и компаний ЕС (США) на совершение любых операций (покупки, продажи, экспорта/импорта) в отношении всех или определенных товаров (часто это вооружение или нефтегазовые продукты), исходящих из государства, в отношении которого введены санкции, или поступающие на территорию такого государства;

  • запрет подсанкционным лицам на перемещение по территории ЕС или США;

  • запрет на импорт (экспорт) всех или определенных товаров или услуг в отношении подсанкционных лиц;

  • ограничение подсанкционным лицам по распоряжению активами (замораживание активов), в том числе наличными деньгами, акциями, средствами на банковских счетах, движимым и недвижимым имуществом;

  • ограничение хозяйственных операций (поставка, оказание услуг, инвестирование, кредитование, займы и пр.) между лицами ЕС (США) и подсанкционными лицами.

Эти виды санкций могут применяться по отдельности или в совокупности как в отношении государственных служащих, так и частных лиц, компаний (первичные или блокирующие санкции — blocking sanctions). Также среди указанных видов санкций разделяют «вторичные» и «секторальные»:

  • вторичные санкции (secondary sanctions) это экстерриториальные санкции, которые применяются к лицам — нерезидентам США. К примеру, компетентный орган США может установить запрет определенным компаниям одной страны сотрудничать с компаниями другой страны, ранее попавшими под первичные санкции. Пример нормативного регулирования «вторичных санкций» в США — Iran & Libya Sanctions Act of 1996, § 1701 или CAATSA в отношении России.

  • секторальные санкции (sectoral sanctions) могут вводиться в отношении конкретных компаний, действующих в определенных отраслях экономики (нефтегазовой, энергетики, промышленности, сферы высоких технологий и иных), в результате чего компаниям ЕС и США запрещено сотрудничать с подсанкционными компаниями (например, экспортировать товар или совершать платежи по договорам), либо допускается сотрудничество, но с определенными ограничениями. К примеру, в отношении некоторых российских компаний американские санкции запрещают любые операции, которыми предусмотрена отсрочка платежа на срок более 14 дней.

Необходимо сделать оговорку, что классификаций санкций очень много как на практике, так и в литературе.

Последствия от налагаемых санкций

Последствия нарушения международного обязательства, должны быть в зависимости от содержание “первичных” норм, для которых это международное обязательство основано, и их значение для всего международного сообщества. Это относится, прежде всего, в нарушении обязанностей, связанных с поддержанием международного мира и безопасности, право на самоопределение, защита прав человека, защита окружающей среды, которые следует рассматривать как международные преступления, то есть в качестве особой категории преступления.

Доклад комиссии международного права о работе ее двадцать пятой сессии говорится, что, когда обсуждаются проблемы, касающиеся определения отдельных категорий преступлений”, то есть будет в первую очередь вопрос, возможно ли в наше время, чтобы признать существование различий на основе стоимости нарушениями обязательств в отношении международного сообщества, и, таким образом, определить, в соответствии с нынешним международным правом одной более тяжелой категории международно-противоправных деяний, которые, может быть, можно квалифицировать международными преступлениями”.

Учет всех изменений, таким образом, приобретает решающее значение для достижения положительных результатов в процессе кодификации норм и принципов ответственности в международном праве. Правильное их отражение является одним из законов развития современного международного права. Кодифицированных норм и принципов международно-правовой ответственности необходимо заполнить образуется в области международного космического права. Это, на мой взгляд, одной из целей кодификации в сфере международно-правовой ответственности. В этой работе, считая необходимым коснуться вопросов терминологии и определение места международно-правовой ответственности в общем международном праве. На своей XXV сессии комиссия международного права сочла нужным, чтобы передать преступление, чтобы использовать выражение “противоправное деяние”, а не слово “делом” или других подобных выражений, которые иногда можно принять специальные тени точки зрения некоторых системах национального права. Например, выражение “международно противоправного поведения” с точки зрения русского языка, наверное, более правильным, чем выражение “противоправное деяние”, потому что причиной того, что противоправность часто проявляется в бездействии, а последнее не точно определяется термином “акт”, который, по существу, основывается на действии этих и других причин, комиссия приняла решение и на испанский язык для использования, соответственно, термин “hecho internacionalemente illicito”, и для английского языка, чтобы сохранить термин “международно wrongfull право”, как английский термин акт не такие ассоциации, что этот термин вызывает на французском и испанском языках.

В экс-Советской международно-правовой литературе прочно входит термин “международное преступление”. Термин “противоправное деяние”, на мой взгляд, не вызывается необходимостью. Все эти разумные соображения, которые были установлены, чтобы изменить этот термин на английском, французском и испанском языках на русский язык не имеют значения, потому что термин “международное преступление” в английском языке означает как действие, так и бездействие, и использовать в каждом случае противоправного поведения. Термин “международное преступление” в русском языке используется для обозначения действия или бездействия, которое и представляет собой нарушение международного обязательства, имеющего основополагающее значение для всего международного сообщества будет использовать термин “международное преступление”.

Д. Б. Левин пишет, что развитие международного права в современную эпоху ведет к выделению в отдельную отрасль права международной ответственности. В этой отрасли, по его мнению, должен включать три основные категории норм и институтов: во-первых, нормы и институты, касающиеся ответственности государства за международное преступление, и определить основания и формы этой ответственности; во-вторых, нормы, касающиеся уголовной ответственности физических лиц за международные преступления.1 в той же отрасли, на мой взгляд, должна быть ответственность государства за ущерб, причиненный в связи с международной деятельностью, которая вытекает из других причин, чем международное право.

Санкции в отношении экс-президента Украины Виктора Януковича и лиц из его окружения

Санкции в современном мире

Возможные последствия санкций

Банковскую сферу ждёт крах?

Точечные санкции не оказали должного воздействия на экономику России, и США приняла решение менять тактику, направив санкции в банковский сектор. 

Выбору такого направления способствовало сразу несколько факторов:

  1. Банковская сфера в отличие от торговой и промышленной области, не связана с Евросоюзом. В последнее время санкции против России стали приносить большие убытки странам Европы, из-за чего были выбраны банки как «мишени».
  2. В государственных банках России, граждане хранят 41 млрд. долларов, которые просто нет возможности сразу вернуть, если будут многочисленные запросы. Санкции направлены на дестабилизацию валютной ситуации, которая заставит российских граждан выводить свои средства из-за потери доверия к банкам.
  3. В экономических, политических и социальных отношениях, банковский сектор является «сердцем», удар в которое приведёт к масштабным переменам в худшую сторону. Например, повышение процентной ставки одинаково ухудшает финансовую ситуацию у бизнесменов и обычных граждан России.

На самом деле это лишь доводы со стороны США, которые в реальном мире воспринимаются по-другому не только со стороны РФ, но и стран Евросоюза. Так, например глава Еврокомиссии Жан Клод Юнкер ещё перед вступлением в силу санкций выступил с ярким заявлением, в котором говорилось о пути разрушения экономики ЕС. Его позиция ужесточилась после официального опубликования санкционного списка. В повторном заявлении говорилось об опасности для банковского сектора ЕС и проблемах топливо энергетической сферы.

По остальным пунктам всё верно, ведь банковская сфера для России это важная часть для формирования прочной экономической области и выстраивания взаимоотношений с другими странами. Санкции в основном ударили по главным банкам страны, среди которых оказались:

  • Газпромбанк
  • Сбербанк Россия
  • Россельхозбанк
  • ВТБ и т. д.

Например, главной проблемой стали сроки кредитования между двумя сторонами. Для обычных коммерческих банков сроки кредитования были сокращены, но в санкционный список попали самые влиятельные организации этой сферы, а для них придумали особые условия. Первые пакеты предусматривали сокращение кредитования до 90 дней, что естественно снизило вариативные возможности на рынке торговли и бизнеса, но новые ограничения сделали кредитной всего в 14 дней, что делает кредитование бессмысленным и невозможным.

Все ограничения уже начали, оказывает негативное давление и особенно это сказывается на курсе рубля, который не укрепляет, а лишь теряет свои позиции, которые удаётся выровнять путём введения плавающей системы или повышении процентной ставки.

Кто может наказать, кого и за что

Историческая справка

Как показывает история, экономические санкции — это инструмент влияния, который использовали еще в Древней Греции. В 423 году до нашей эры доминирующая афинская власть в Элладе поставила под запрет возможность посещать собственные порты, рынки и торговать купцам из Мегара. В результате такие действия привели к Пелопонесской войне. Так, налицо яркий негативный эффект от санкций.

А некоторые страны, тесно сотрудничавшие с Китаем, пытались подорвать экономику и ослабить ее влияние путем запрета ношения одеяний из шелка внутри своей страны.

Наполеон Бонапарт тоже отличился. Чтобы подавить Великобританию, он запретил торговать с ней не только Франции, но и всем подконтрольным государствам.

С XIX по XX век международными санкциями больше всего пользовалась Великобритания. Если вспомнить 1888 год, то население Англии составляло лишь 2 % от общей численности всех людей на планете. Однако оборот промышленных товаров всей планеты в размере 54 % приходился именно на эту страну. Кстати этот показатель не удалось превзойти до сегодняшнего дня ни одной стране.

Экономист Джон Смит вообще выдвинул теорию, что Первая и Вторая мировые войны начались исключительно из-за торговых конфликтов. Ведь сами политики того времени, в частности Франции и Великобритании, говорили о том, что война с Германией (1914 год) – это лишь защита экономических интересов собственных стран.

Чуть поздней, в 20-30-е годы прошлого столетия, начинается мировая экономическая депрессия. Большая часть государств повышают размер таможенных пошлин, снижают квоты на импорт. И опять возникает экономический конфликт, и, как следствие, начинается Вторая мировая война.

Интересный, но малоизвестный факт, что накануне атаки Японией США в 1941 году последняя прекратила поставки нефти в Страну восходящего солнца, а ведь у нее практически полностью отсутствуют полезные ископаемые.

В конце 40-х – начале 50-х годов начинается новый всплеск развития международных отношений. И экономические международные войны не заставили себя долго ждать. В 1973 году страны, экспортирующие нефть, ввели эмбарго по отношению к США. В результате этого цены на бензин стремительно поднимаются, и, как следствие, в Европе и странах Северной Америки начинается глубокий кризис. Но от эмбарго начинают страдать и сами страны-поставщики. Что же делает Европа? Она берет курс на поиск альтернативных источников энергии и акцентирует свою экономику на экономию.

Последствия и меры противодействия

Политические санкции против РФ

Внешний социальный контроль

Примеры

Развитие международного права требует в отношении того, что происходит в мире глубоких изменений, преодоления немалых трудностей в нахождении общеприемлемого соглашения, что и как международные отношения должны рассматриваться право.

В целях поддержания глобального мира и безопасности ООН призван способствовать соблюдение следующих отношений между государствами и народами, которые можно наблюдать и уважения обязательств, вытекающих из договоров и других источников международного права.
Так, если в период с момента его создания в 1989 году Совет Безопасности ООН ввел экономические санкции дважды: в отношении Южной Родезии (1966 г.) и ЮАР (1977),5 затем, начиная с 1990 года, и в настоящее время режим экономических санкций был введен в 16 случаях. Диапазон этих целей санкций, а постоянно расширяющийся к отражению агрессии, восстановление демократических правительств, прав человека, прекращение войн, борьбу с терроризмом и поддержку мирных соглашений.

Увеличение числа экономических санкций из-за нескольких объективных причин. Прежде всего, это глобализация международных экономических процессов, характеризующийся возрастающей степени интенсивная интеграция рынков, товаров и услуг и капитала. В результате углубления сотрудничества национальных экономик большинства стран, интернационализация финансового и промышленного капитала является усиление взаимозависимости государств, разнообразных связей, экономического сотрудничества, от нормального функционирования которых зависят их жизненные интересы.

Всем известно, что стабильное положение государства зависит, прежде всего, уровнем развития его экономики. В связи с этим, прекращение или ограничение экономических отношений может иметь существенные последствия, экономические санкции являются мощным инструментом влияния на преступника

Это особенно важно для развивающихся стран

Кроме того, появление все более разрушительных средств и методов ведения войны создало объективные предпосылки для того, чтобы отказаться от широкого использования вооруженных жестоких мер.

Косвенное влияние на изменение концепции принуждения имело и изменение характера угроз для международного мира и безопасности. Мы должны признать, что самые серьезные угрозы безопасности, с которыми мы сталкиваемся в настоящее время, не сводятся к агрессивным войнам между государствами, в которых роль прямого военного принуждения. Современные угрозы включают в себя бедность, деградация окружающей среды не прекращаются локальные конфликты, распространение и возможность применения ядерного, химического и биологического оружия, международного терроризма и международной организованной преступности. Эти угрозы исходят как от государств, так и негосударственных субъектов.

Мы рассмотрели экономические санкции: первые в истории санкции,санкции в современном международном праве, последствия от налагаемых санкций ,примеры. Оставляйте свои комментарии и дополнения к материалу.

Эффективность ответных мер и нынешняя обстановка внутри государства

Социальный контроль и социальные санкции

Международная уголовная ответственность физических лиц за преступления против мира и человечности

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий