Как выбрать олимпиаду и победить по жизни

Перечневые олимпиады

Готовность №1

Внеперечневые олимпиады

Река по описанию и скорость муравья

Стать одним из тех, кем гордится город, а заодно и поступить в престижный вуз — задача сложная, но выполнимая. Для начала скажите о своем желании принять участие в школьном этапе всероссийской олимпиады учителю-предметнику или классному руководителю. Каждый год для учеников пятых — одиннадцатых классов проводятся олимпиады по 24 предметам. За победой в школьном этапе следуют муниципальный и региональный. Но главный — заключительный этап олимпиады. Именно эта победа откроет двери в лучшие российские вузы.

Школьникам предлагается попробовать свои силы в английском языке, астрономии, биологии, географии, информатике, испанском языке, истории, итальянском и китайском языках, литературе, математике, мировой художественной культуре, немецком языке, ОБЖ, обществознании, праве, русском языке, технологии, физике, физкультуре, французском языке, химии, экологии, экономике.

Первый (школьный) этап стартует в сентябре и длится полтора месяца. В нем могут поучаствовать ученики с пятого по одиннадцатый класс. А состязания по математике и по русскому языку проводят даже для четвероклассников. Это самый массовый этап олимпиады, который проходит в каждой московской школе. Участвовать могут все желающие, так как задания основаны на базовой школьной программе и для их решения не нужны углубленные знания.

Так, пятиклассникам на олимпиаде по математике предлагается посчитать количество недостающих кирпичей в стене, выяснить, во сколько раз репка тяжелее Жучки и кто из двух муравьев быстрее перенесет свой груз на расстояние в 15 метров.

Старшеклассники на олимпиаде по географии в прошлом году должны были определить по описанию страну (очертания ее столицы напоминают самолет), по картосхемам назвать изображенную на них экологическую проблему, угадать по очертаниям остров, сгруппировать страны по обеспеченности сталью, а также описать работу экологического принципа в экономически развитых странах. Кстати, попробовать сделать то же самое вы можете прямо сейчас — ниже задание с последней олимпиады.

Посмотреть правильные ответы можно тут. Все желающие, независимо от возраста, могут попробовать решить и другие задания — они находятся здесь.

Во втором (муниципальном) этапе участвуют ученики седьмых — одиннадцатых классов, набравшие необходимое для выхода во второй этап количество баллов, а также победители и призеры муниципального этапа прошлого года. Проходит второй этап всероссийской олимпиады с октября по декабрь. До 25 августа школы подают заявку на проведение этого этапа и проверку работ.

Следующий (региональный) этап проводят в январе — феврале. Здесь ждут учеников девятых — одиннадцатых классов, набравших нужное количество баллов на муниципальном этапе, а также призеров и победителей прошлого года.

На заключительном этапе всероссийской олимпиады соревнуются участники из разных городов, которые получили установленное количество баллов на региональном уровне. Завершается олимпиада в апреле. Победители и призеры получают диплом, который позволяет им поступить без экзаменов (при наличии аттестата) в любой университет России по профилю олимпиады. Кстати, результаты чемпионов заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников действуют четыре года.

Современное олимпиадное движение в России

После распада Советского Союза исчезли Всесоюзные олимпиады, и появилось два основных направления, Всероссийская олимпиада, которую проводят сами школы под патронажем Минобрнауки и олимпиада школьников под эгидой Российского союза ректоров. Эти две олимпиады не зависят друг от друга, но согласно приказу Минобрнауки в 2007 году проводятся по одним и тем же стандартам и требованиям.

Всероссийская олимпиада проводиться по определенному перечню предметов, на сегодняшний день их более 20, и в четыре этапа: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

Школьный этап проводится в основном между учениками 5 – 11 классов, в период с середины октября до конца ноября. Затем школьники ставшие призерами на данном этапе допускаются до участия в следующем.

Муниципальный этап или как еще называют городская олимпиада, организовывается местной властью и проводится между учениками 7 – 11 классов, в период с середины ноября до конца декабря месяца. Затем представители только старших классов, ставшие призерами в городской олимпиаде могут претендовать на участие в следующем этапе.

Региональный этап допускает к участию только учеников 9 – 11 классов, проводится в период со второй половины января по февраль. Призеры данного этапа автоматически включаются в заключительный этап, который проводится со второй половины марта по апрель.

Олимпиады школьников, под эгидой Российского союза ректоров не имеют единой системы, все они проводятся каждым вузом отдельно и те бонусы, которые дает участие и призовое место в данной олимпиаде, так же индивидуально.

«Трактористы стране тоже нужны»

Виктория, мама 21-летней Насти и 17-летнего Михаила:

— У нас вся семья — научные сотрудники, и мы с мужем, и бабушки-дедушки. Как-то никогда не было сомнений, что и дети тоже будут умные, старательные, другого вуза, кроме МГУ, даже не рассматривали, ну разве что Гарвард (шучу). 

Престижный шанс или изнурительный марафон. Что выигрывают и как проигрывают участники олимпиад

С Настей все так и вышло. В пятом классе поступила в престижную школу, с седьмого участвует в олимпиадах, с девятого — сплошные призовые места. В подарок на 15-летие попросила себе поездку в летнюю математическую школу в Болгарии! Поступила по «Ломоносову» (внутренняя олимпиада МГУ. — Прим. авт.) на мехмат. 

И от Мишки мы ждали того же. Он в четыре года читать начал, в семь — уравнения решать. А к пятому классу началось что-то не то. Сначала пошли двойки за контрольные. Даже не тройки. Он объяснял, что не успевает: «Мама, я способный, только медленный». 

Он учился в той же школе, что и Настя, и класса до девятого репутация старшей сестры его оберегала, что ли, учителя автоматически отправляли на олимпиады и его. Успехов особых не было, мы наняли репетитора, именно для подготовки к олимпиадам. 

Мишка ненавидел эти занятия, но ни мы, ни учителя даже не рассматривали возможность отступления: как это так, в нашей семье и не участвует в олимпиадах?

Общими усилиями, репетиторов и учителей, дотягивали до уровня городских олимпиад. В следующий этап не прошел ни разу, но я надеялась. 

А в 11-м классе наступил срыв. Сын не учился совсем, погрузился в компьютерные игрушки, снова двойки за контрольные. Когда началась самоизоляция и ослаб школьный контроль, бросил заниматься вообще, к ЕГЭ садился готовиться после скандала. Результат — по математике 63 балла, по русскому языку — 65, по информатике — 54. Это, конечно, не для МГУ и не для физтеха. Как мой отец сказал, увидев результаты внука: «Трактористы стране тоже нужны». Теперь сидим в растерянности, куда дальше двигаться, непонятно.

Комментарий Наталии Фельдман:

— Интерес к учебе начинает формироваться лет с семи. До этого возраста ведущая деятельность — игровая, интерес к любой деятельности — это игра. В начальных классах выраженного интереса к науке не бывает. Если ребенок в этом возрасте на внутришкольной олимпиаде занял первое место, это ни о чем не говорит, потому что общий уровень класса может быть очень разным. И только к средним классам уже становится понятно, есть способности, есть что развивать или нет.

Но главное — понять, есть интерес или нет. Обычно классу к седьмому подростки об этом прямо заявляют. И если ребенок не хочет участвовать в олимпиадах, родители должны прежде всего ответить себе на вопрос: «А зачем мне (родителю) это надо?» Детский интерес нужно поддерживать в любом случае, даже если у него не очень получается. Но если ребенок устойчиво не хочет что-то делать — зачем его заставлять? Тем более, если у него реально не получается. Все, что нас заставляют делать, мы делаем не слишком хорошо. 

Бывают такие «неозвученные требования» — когда мой сын должен быть лучшим, но это напрямую не произносится. Но дети очень чувствуют. И у ребенка формируется невроз и бессознательное убеждение, что ему надо «быть хорошим». Он во взрослой жизни будет стремиться сделать все на «пять», чтобы заслужить одобрение — начальника, жены, потому что только отличников любят. Тут уже проблема посерьезнее, чем несданный экзамен — «комплекс отличника», который будет преследовать его всю жизнь. 

Советы психолога

Любые конкурсы или школьные олимпиады – это, прежде всего, способ самовыражения и самореализации для ребенка. Поэтому если ребенок проявляет интерес к интеллектуальным соревнованиям, его обязательно нужно в этом поддержать

Ребенку важно почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть интеллектуального сообщества, сравнив свои успехи с успехами сверстников

Если ребенок проявляет интерес самостоятельно – его нужно обязательно поддержать, если ребенок не хочет участвовать, принуждать его к этому категорически не рекомендуется

Возможно, внутренние барьеры и страхи не дают ему этого сделать, здесь важно найти их и преодолеть совместными усилиями

Допустим, ребенок боится стать «белой вороной» в своем классе или ему мешает внутренний страх перед публичными выступлениями. Если у ребенка есть интерес, но он по каким-то причинам боится его проявить, то лучше всего начать с малого, записаться в кружок, познакомиться со сверстниками, у которых такие же интересы, постепенно дух соперничества разовьется и ребенок станет намного смелее.

Интеллектуальная перегрузка может проявиться в нервных срывах или физических проявлениях таких как: бессонница, боли в желудке или наоборот сонливость, апатия и хроническая усталость

Важно не доводить ребенка до такого состояния и строго следить за чередованием умственной деятельности с физической активностью. Порою дети сами не могут остановиться, и все свое время сидят за книгами или компьютером

Но родители должны донести до ребенка, что от физического здоровья так же зависит умственная работоспособность. И что каждый человек должен развиваться гармонично. У ребенка должен быть режим дня, куда в обязательном порядке должно входить время, проведенное на свежем воздухе, время для игр, время для занятий и время для компьютера. Если разграничить эти составляющие четким временем, то ни зависимость от компьютера, ни переутомление в будущем ребенку грозить не будет.

Если родители хотят чтобы ребенок был интеллектуально развит, начинать этот процесс нужно еще с младшего возраста. Нужно проводить с ребенком много времени, читая, играя и объясняя все, к чему проявляется интерес чада. Все основы закладываются внутри семьи, поэтому ребенок является зеркальным отражением всего того что он получил от родителей. Если родители чем-то недовольны, возможно, есть смысл пересмотреть собственную линию поведения прежде, чем искать виновных в школе или окружении.

Инициативные олимпиады

Выбор профиля

Как готовиться к олимпиадным заданиям

Как устроены олимпиады

Система всероссийской олимпиады состоит из нескольких этапов. Первый — школьная олимпиада, в ней могут принимать участие все желающие. Дальше призёры и победители в зависимости от баллов едут на районную и региональную. В международных олимпиадах, как правило, принимают участие одиннадцатиклассники. После заключительного этапа всероссийской олимпиады отбирают около 20 человек, которые борются за участие в международной. Из 20 остается 5 человек, которые едут представлять Россию за рубежом.

Если вы хотите в 11-м классе отправиться на международную олимпиаду, усиленно тренироваться нужно начинать не позднее, чем в 10-м классе: решать олимпиадные задания за 11-й и получить на всероссийской олимпиаде диплом 1-й или 2-й степени.

Зачем нужны олимпиады

Школьные олимпиады существуют давно. Всё чаще их организовывают для учащихся младших классов, чтобы с малых лет приобщать школьников к соревновательному движению. В начальной школе такие мероприятия ни на что не влияют: они не будут учитываться при поступлении в ВУЗ или автоматически повышать оценки. Но участие в них даёт незаменимый опыт и попробовать стоит по нескольким причинам:

Участие в соревнованиях

Если ребёнок не занимается спортом на состязательном уровне или просто хочет попробовать что-то ещё, олимпиады — идеальный вариант. Победа всегда радует, а вот провал не расстроит так сильно, ведь он ни на что не повлияет. Так школьник научится принимать поражение и исправлять ошибки, пока задания ещё не слишком сложные. В такой безопасной атмосфере ребёнок не будет бояться неудач, а потому учёба будет гораздо приятнее. Когда придёт время участвовать в более продвинутых олимпиадах для старшеклассников, он будет готов. 

Решение нестандартных задач

Олимпиадные задания совсем не похожи на обычные контрольные и экзамены. Здесь нужно мыслить нестандартно и искать неочевидные решения. В олимпиадах важнее догадливость, а не умение решать по заданному алгоритму. О пользе практики такого навыка говорить не стоит: он обязательно пригодится ребёнку в будущем. 

Любовь к предмету

Олимпиада требует подготовки, результат которой — неизбежное повышение успеваемости по предмету. После нестандартных и интересных олимпиадных заданий ребёнок сможет щёлкать ежедневные школьные упражнения как орешки. Если видите у школьника склонность к какому-либо предмету, обязательно предлагайте ему поучаствовать в олимпиаде. 

Понять, кем ты действительно хочешь стать

Это знакомо каждому: решая задачи из школьных учебников, мы в какой-то момент теряем мотивацию. Другое дело — реальные цели. Например, разработка приложения для поиска пропавших людей, программирование нейропротеза или диагностика онкозаболеваний с помощью больших данных. Каждый год участники Олимпиады КД НТИ пробуют свои силы в разных направлениях и определяются с будущим.  Так, участвуя в профиле «Информационная безопасность», ты получишь ценные навыки для одной из самых востребованных профессий настоящего и будущего. Нашу мысль подтвердил на опыте Валерий Гречин, финалист Олимпиады КД НТИ 2016/17 по профилю «Автономные транспортные системы», а сейчас — студент Московского технологического университета. «Обычно в школах не объясняют, зачем решать те или иные задачи. От этого исчезает интерес к образованию: школьные задачи кажутся слишком абстрактными и сильно оторванными от реальности. Олимпиада, напротив, дает возможность решать задачи, результат которых можно увидеть и пощупать, она делает образование действительно интересным занятием», — говорит Гречин.

Всероссийские конкурсы

Что нужно запомнить:

  1. Выбирая олимпиаду, ориентируйтесь на интерес к предмету и желание углублённо изучать его, а также на ваши цели, например, поступление в вуз на бюджет.
  2. Рассматривайте, прежде всего, олимпиады из перечня минобразования и науки — во-первых, они самого высокого уровня, а во-вторых, с дипломом таких олимпиад можно рассчитывать на льготы при поступлении в вузы.
  3. Подберите интересующий вас профиль олимпиады. Профили бывают предметные (русский язык, математика и т.п) и межпредметные (экология, право, экономика и другие). Готовясь к олимпиаде, обязательно изучайте смежные предметы.
  4. Начинайте участвовать в олимпиадах в средней школе, чтобы познакомиться с форматом заданий и выработать олимпиадное мышление.
  5. Узнайте, какие олимпиады проходят в вашем городе или регионе, и выберите ту, которая вам больше подходит.

Перечневые олимпиады

Перечневые олимпиады еще также называются предметными или вузовскими. Список перечневых школьных олимпиад ежегодно утверждается на следующий учебный год до 1 сентября, а публикуется в октябре. На 2020/2021 учебный год школьные олимпиады утверждены Приказом Минобрнауки РФ от 27.08.2020 № 1125.

Вузовские олимпиады делятся по предмету и уровню, которые также указаны в Приказе Минобрнауки РФ № 1125. Стоит отметить, что в список предметов перечневых олимпиад включены не только основные предметы, но и дополнительные:

  • финансовая грамотность:
  • инструменты народного оркестра;
  • хоровое дирижирование;
  • журналистика;
  • дизайн;
  • нанотехнологии;
  • другие.

Как уже говорилось, есть еще одно разделение перечневых олимпиад – по уровням. Существуют 3 уровня олимпиад, критерии которых прописаны в Приложении №1 Приказа Минобнауки РФ от 04.04.2014 № 267 «Об утверждении Порядка проведения олимпиад школьников»:

  1. I уровень;
  2. II уровень;
  3. III уровень.

Олимпиаде присваивается I уровень, если в ней на протяжении 2 и более лет учувствуют не менее 200 школьников из 25 и более регионов России. Чаще всего многие ВУЗы приравнивают такую олимпиаду к Всероссийской.

Призеры олимпиады I уровня получают специальные дипломы утвержденного образца, а иногда еще и ценные призы. Кроме того, большинство ВУЗов принимают победителей таких олимпиад без вступительных экзаменов при условии, что перечневая олимпиада относится к профильному предмету.

Призер олимпиады I уровня не может настаивать на автоматическом поступлении – такое условие законодательно не установлено. Принимать победителя олимпиады без вступительных экзаменов или с их сдачей – решает администрация ВУЗа.

Однако если призер олимпиады I уровня получил невысокие результаты по профильным ЕГЭ, то даже при условии, что он занял первое место, его не зачислят на курс, тем более с льготами.

Олимпиаде присваивается II уровень при условии, что на протяжении 2 и более лет в ней принимают участие не менее 200 школьников из 12 и более регионов России.

Победители олимпиады такого уровня получаю намного меньше привилегий. Так же, как и призеры олимпиады I уровня, победители олимпиады II уровня получают специальные дипломы. Однако даже победа на такой олимпиаде не означает, что абитуриент сможет поступить в ВУЗ без вступительных экзаменов – хотя некоторые высшие профильные учреждения предоставляют такую возможность при условии, что предмет перечневой олимпиады является основным (профильным).

Если призер сдал ЕГЭ на 75 баллов и более, то победа в такой олимпиаде позволит по решению администрации ВУЗа зачесть в профильное ЕГЭ 100 баллов вместо 75.

Олимпиаде присуждается III уровень в том случае, если в течение 2 и более лет в ней принимали участие не менее 200 школьников из 6 и более регионов. Победители такой олимпиады не получают никаких дипломов, но все же победитель может попросить представить определенный документ, подтверждающий его победу.

Призеры олимпиад III уровня почти не получают привилегий, но некоторые ВУЗы могут засчитать по профильному ЕГЭ 100 баллов при условии, что школьник получил по нему 75 баллов и более.

Обратите внимание, все льготы при поступлении действуют 1 год. То есть если призер учится не в 11 классе, то он не сможет воспользоваться полученной льготой

Перечневые олимпиады проводятся в 2 этапа. Первоначально участников просят написать эссе о себе, решить задания или пройти тест в формате онлайн, то есть личное посещение не требуется. Первый этап проводится в последние пару месяцев года, то есть в ноябре и декабре.

Если участник прошел первый этап, то он переходит ко второму, который обычно проводится в феврале и марте. Участников второго этапа приглашают ВУЗ или другое учреждение, на базе которого проводится олимпиада. В течение определенного времени (для каждого предмета устанавливается свое время) участники отвечают на вопросы и решают задачи.

Результаты по олимпиаде озвучиваются в течение 1 месяца после ее завершения. Награждение призеров происходит в торжественной обстановке с вручением дипломов, грамот и ценных призов.

Какие бывают олимпиады

На территории РФ ежегодно проводится около сотни предметных олимпиад межвузовского, межрегионального, всероссийского и международного уровней. Они могут проходить в очной и заочной форме, в виде командных или индивидуальных состязаний.

Нередко в качестве отборочного этапа организаторы практикуют заочную (онлайновую) форму участия. Это прекрасная возможность для новичков испытать свои силы.

Главное интеллектуальное соревнование учеников общеобразовательных учреждений РФ – Всероссийская олимпиада (ВсОШ) – состоит из четырех этапов: школьного, муниципального, регионального и заключительного.

  1. Школьный. Проходит в сентябре-октябре на базе средних учебных заведений среди учащихся 5–11 классов.
  2. Муниципальный. Начинается в ноябре-декабре. В нем участвуют школьники 7–11 классов – победители и призеры предыдущего этапа.
  3. Региональный. Организуется органами государственной власти в области образования и проходит в январе-феврале. К участию допускаются 9-11-классники – победители и призеры муниципального тура.
  4. Заключительный. Принять участие в нем могут как победители и призеры регионального этапа, так и финалисты этого уровня прошлого года, но при условии, что они все еще учатся в образовательных учреждениях.

Уровни

Каждый год Министерство образования и науки РФ утверждает перечень олимпиад школьников и устанавливает их уровни, исходя из количества участников и географии проведения.

Уровень Ежегодное минимальное количество участников Минимальное кол-во регионов РФ, в которых проводится конкурс
1 3 000 20
2 1 500 10
3 300 3

Принимая решение участвовать в олимпиаде не ради спортивно-интеллектуального интереса, а для приобретения весомых и максимально полезных при поступлении в российские вузы бонусов, надо обращать внимание на уровень соревнования. Делать это обязательно по одной простой причине: дипломы победителя и призера любой из олимпиад первого «эшелона» ценятся выше в сравнении с достижениями на конкурсах второго и третьего уровней

Что дает участие

Даже если школьник не сумел одержать победу на любом из этапов олимпиады, сам по себе процесс усиленной подготовки нельзя назвать бесполезным. Накопленный багаж знаний и приобретенный соревновательный опыт не раз сослужат добрую службу.

Если же ученику удалось стать победителем или призером заключительного этапа, он может рассчитывать на получение льгот при поступлении в государственные и муниципальные учреждения среднего и высшего профессионального образования в соответствии с профилем олимпиады.

В зависимости от уровня и статуса интеллектуальных состязаний победители и призеры олимпиад при конкурсном отборе в вуз могут рассчитывать как на дополнительные баллы, так и на зачисление вовсе без экзаменов.

Примерно 1 октября университеты и институты обязаны опубликовать на своих сайтах перечень льгот, которые предоставляются «олимпийцам» при зачислении. Ученики, показавшие наивысшие результаты по итогам ВсОШ, получают премии в рамках программы поддержки талантливой молодежи.

Кроме «пропуска» в высшие учебные заведения и материального поощрения победа и даже просто участие в олимпиадах поднимают интерес к предмету и помогают определиться с выбором профессии.

Современное олимпиадное движение в России

Международная онлайн-олимпиада «Интернет-карусель»

Время проведения олимпиады: соревнования проходят регулярно. Например, ближайшая интернет-карусель по математике для 5-6 классов состоится 28 апреля 2020. За расписанием можно следить на сайте.

Кто участвует в олимпиаде: школьники 5–11 классов. 

Формат участия в олимпиаде: участие бесплатное, но нужно собрать свою команду. Если вы уверены в своих силах, можно попробовать и одному, но с друзьями веселее. Участникам предлагаются одни и те же задания, которые нужно решить за определённое время. За каждый ответ команда получает или теряет баллы. Например, первая задача стоит три балла, если вы ответили правильно, вы получаете её стоимость, и следующая задача для вас будет стоить уже четыре балла. Если же участники дают неверный ответ, то они получают ноль баллов, и следующие задания будут стоить меньше. Выигрывает команда, которая набрала больше всех баллов. 

По каким предметам проходит олимпиада: чаще всего проводятся карусели по математике, но бывают и по информатике, английскому языку, географии, русскому языку, экономике. Список ежегодно дополняется новыми предметами. 

Формат награждения: победители и призёры получают электронные сертификаты об участии.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий