Казачий дух неистребим, меняются лишь ингредиенты. почему с казаками в россии связано столько скандалов?

История возникновения

Путь на Кавказ русские открыли еще во времена Ивана Грозного, после того как к территориям Руси было присоединено Астраханское царство. Спустя три года после присоединения воевода Плещеев вместе со своими стрелками оказался на реке Терек. Сразу же после этого туда прибыли и волжские казаки, которые вечно беспокоили территории Ногайской степи (сегодня это западный Прикаспий).

После этого русские решили построить на Кавказе город Терек, который потом им пришлось оставить из-за давления Турецкого государства. Позже его заселяют казаки, которые вынуждены покинуть свои дома из-за репрессии со стороны Ивана Мурашника. Это событие можно считать началом истории. В то время появился и герб терского казачества. Народ стал осваиваться.

После заселения земель казаки утвердили на Тереке свое старшинство. Именно здесь начал собирать первые силы всем известный Илья Муромец.

Но есть и другая точка зрения

Так, казаков как особый субэтнос, впоследствии ставший этносом, классифицировал известный историк Л. Н. Гумилёв.

Подобные мнения иногда встречаются и среди казаков, считающих себя четвёртой ветвью русского народа вместе с великороссами, малороссами и белорусами, со своей историей, языком и традициями.

Так, атаман Кавказской казачьей линии Юрий Чуреков говорил:

«… мы, безусловно, народ – со своей историей, своим говором, своими традициями. Причём традиции у всех казаков сильно похожи, будь то кубанские казаки, терские, запорожские, оренбургские или другие».

Но этот же атаман выступил категорически против попыток использовать это самоопределение во зло.

Оценивая попытки самопровозглашения казачьих республик в лихие 90-ые, он говорил:

«Так забавлялись лишь немногие из казаков. Проект «независимой Казакии» – изобретение американских спецслужб. Они хотели подбить казачество на войну против России, но не вышло: казаки разобрались, что к чему. Возрождение казачьего народа не должно вступать в противоречие с целостностью России».

Как на Руси появились казаки?

Существует несколько версий появления гордого народа, каждая из них имеет право на жизнь:

  • Казачество – это представители восточных племен (хазары, черкесы), осевшие на территории Руси;
  • Первые следы народности прослеживаются в истории тюркских империй, до момента зарождения славянской культуры. Ряд ученых в качестве достоверности данной теории приводит весомы довод: между словом «казак» и kazakh практически нет различий. Да и обозначают они одно и то же – «вольный кочевник»;
  • Также существует версия, что казачество – это представители беглых славян, заселивших пустующую территорию степи в Приазовье и Причерноморье. Произошло это примерно в пятнадцатом веке.
    В летописях Руси о казаках начали встречаться регулярные отметки в сороковых годах пятнадцатого века. Точно ответа на вопрос, как зародилась данная этническая группа до сих пор нет.

Казачьи войска на государевой службе

Русские князья очень быстро начали вербовать казачьи отряды себе на службу для охраны границ и борьбы с восстаниями крестьян.

Войсковая служба требовала дисциплины и беспрекословного подчинения, что шло вразрез с вольнолюбивым характером свободных жителей степей. Последовала череда восстаний.

После преобразования в часть вооруженных сил Российской империи казачье войско внесло весомый вклад во множество российских побед: покорение Сибири, изгнание поляков из Москвы, взятие Азова, Измаила, поход Суворова через Альпы, участие в Отечественной войне 1812 года, оборона Севастополя и участие в войне с Японией в 1905 году.

Как проводится собрание

Завершая рассмотрение вопроса, как вступить в казачество, стоит вкратце сказать о том, как проходит собрание. Для этого существует Примерный регламент, определяющий порядок его прохождения. Он выглядит следующим образом.

  1. Место проведения торжественного собрания, принимающего новых казаков, выбирается в соответствии с уставом и историческими традициями.
  2. Казаки в назначенное время, одетые в форму, выстраиваются, образуя кольцо. Кандидаты становятся внутри него, по одному в шеренгу. Напротив них находится атаман, священник и знаменная группа.
  3. Священник дает свое благословение на проведение собрания.
  4. Атаман сообщает о результатах прохождения испытательного срока, объявляет о голосовании, проводимом отдельно по каждому кандидату.
  5. Кандидат кратко рассказывает о своем вероисповедании и пройденном жизненном пути, своей полезности для казачьего общества.
  6. По каждому кандидату принимается решение по форме голосования, предусмотренной уставом.
  7. В перерыве атаман оформляет результаты голосования и приказ о принятии в казаки.
  8. После перерыва вызванный атаманом кандидат, принятый в общество, перед строем читает кодекс казачьей чести и обязуется следовать ему.
  9. Вновь принятый принимает поздравления атамана, получает от него выписку из приказа об этом, погоны и занимает среди казаков свое место.
  10. Завершается собрание религиозным обрядом, совершаемым священником.

Хранители переправ

Если об этническом происхождении бродников и территории их расселения учеными до сих пор ведутся споры, то относительно их основного рода деятельности исследователи единодушны. И Лев Гумилев, и Николай Котляр пишут, что бродники отвечали за переправы и волоки на реках на большой территории от Подунавья до Подонья. Надо полагать, это было очень прибыльное дело.

О роде занятий бродников могут свидетельствовать записи арабского полководца Марвана, который в 736 году с военным походом прошел всю Хазарию и между Доном и Волгой встретил большие племена коневодов, которые также держали под контролем речные переправы.

Историк Владимир Пашуто считал, что бродники были кочевым народом, однако исследования Льва Гумилева и Игоря Фроянова не подтверждают это предположение. Так, Лев Гумилев в своей работе «Открытие Хазарии» пишет, что в ходе предпринятой им экспедиции в 1965 году на берегу Цимлянского моря им были обнаружены очевидные доказательства их оседлости. «Находка половины пряслица, надеваемого на веретено, показывает, что это не был военный стан, где женщинам некогда прясть шерсть. Это было оседлое поселение бродников неподалеку от понижения, где растут березы и осины и вода находится на полметра от поверхности».

Создание правовой базы

Возрождение казачества в современной России началось ещё до начала её фактического появления. В 1990 году в Москве прошёл учредительных съезд Союза казаков РФ, на котором был назначен первый российский атаман – Александр Мартынов. Через год – организован Союз казачества Юга России.

В 1990-2000-х появилось порядка двадцати различных казачьих войск. Большинство из них, за исключением Донского, объединились под эгидой всероссийского Союза. Но такое мощное движение требовало создания законодательной базы. В результате в 1994 году вступило в силу постановление Правительства «О концепции государственной политики по отношению к казачеству». Документ предписывал казакам службу в вооружённых силах и на таможне, службу на границе, а также охрану общественного порядка.

Сформировать правовую основу власти также попытались за счёт образования Государственного реестра казачьих обществ – указ президента РФ о его образовании 9 августа отметил своё 24-летие. Согласно документу, нести государственную службу получили право только зарегистрированные казачьи общества, но никак не общественные объединения или коммерческие организации. Таким образом внереестровые организации были приравнены по своему значению к клубам реконструкторов или байкерам и, по сути, остались без каких-либо значимых полномочий и привилегий.

Однако долгое время работа реестра не была отлажена. Для этого потребовалось дополнительно принять в 2005 году отдельный Федеральный закон «О государственной службе российского казачества». Он прояснил многое, хотя и имел ряд недостатков. Например, казакам официально разрешили организовывать военно-патриотическое воспитание призывников, участвовать в ликвидации чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, содействовать охране общественного порядка, нести муниципальную службу. Эта и другая деятельность законодательно должна быть оформлена в виде договоров с органами власти, а оплачивать её государство обязалось из бюджета – федерального, регионального или муниципального.

Дайте больше ресурсов, а мы послужим

В казачьих же верхах эти внутриказачьи и внутриправославные дрязги как первоочередную проблему не рассматривают. Вот атаман Всероссийского казачьего общества Николай Долуда обсудил вопросы дальнейшего развития российского казачества с заместителем председателя Совета Безопасности Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

– К сожалению, многие руководители субъектов не совсем понимают необходимость тесного взаимодействия региональной и муниципальной власти с казачьими обществами на местах, – озвучил основную свою мысль войсковой атаман. – Без поддержки руководителей регионов развитие казачьих войск будет проходить на разных уровнях. А этого допустить нельзя. Помимо консолидации казачества, мы должны предоставить возможность атаманам казачьих войск получать дополнительные ресурсы и поддержку со стороны руководителей регионов. Одна из главных задач, которую я ставлю перед собой как атаман, – вывести казачьи войска на один уровень по всем направлениям деятельности с учетом территориальных особенностей.

Медведев подчеркнул важность поддержки казачьих обществ со стороны властей, а также выразил необходимость консолидации по возможным направлениям деятельности реестрового казачества и казачьих общественных объединений во благо нашей страны. По итогам беседы было решено, что подобные встречи будут носить системный характер

По итогам беседы было решено, что подобные встречи будут носить системный характер.

Дмитрий Анатольевич в своём амплуа: всё поддержал, с тезисами согласился, ничего реального не пообещал. Настоящий руководитель.

Атаман: В России соединили 11 казачьих войск, которые и так уже были соединены

«То, что сегодня произошло, по сути никак не влияет на процессы в казачьем движении. Соединили 11 войск, которые были в реестре. Соединили то, что и так уже соединено», – заявил газете ВЗГЛЯД верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья Виктор Водолацкий. Так он откликнулся на создание Всероссийского казачьего общества.

«То, что сегодня произошло, не служит объединению казаков. Это касается только для тех, которые и так находятся в реестре, а это все 20%. Остальные 80% как были так и остались сами по себе», – сказал Виктор Водолацкий, зампред комитета Госдумы по делам СНГ, бывший атаман Всевеликого войска Донского – сейчас верховный атаман Союза Казаков-Воинов России и Зарубежья. Он добавил, что все 11 атаманов и так уже избирались казаками и назначались президентом.

«Они как были под одной системой управления, так и остались, просто создали механизм, который будет системно, постоянно управлять всеми 11 казачьими войсками. Раньше это было главное управление администрации президента по взаимодействию с казачеством. Сегодня пришли к другому формату, в рамках НКО создан штаб, но он никак не влияет на процесс объединения», ­– пояснил атаман.

Напомним, основной проблемой казачества в России считается раскол на реестровые войска и на казачьи общественные союзы.

«До сих пор не хватало ресурсно-исполнительной власти, до этого не было органа, который бы взаимодействовал с казачеством – Федерального агентства по делам национальностей, не было донского казака Игоря Баринова. Они появились и это произошло. Агентство как орган исполнительной власти, отвечающий за взаимодействие с казаками, теперь должен создать рабочую группу или экспертный совет, посадить за один стол реестровых и общественных атаманов, – и вернуться к единой форме управления. Когда-то она существовала в России. Это когда казаки живут на земле, в станице, на хуторе один атаман и все казаки ему подчиняются. Нужен государству казак на госслужбу? Атаман отправляет президенту лучших казаков. Нет службы? Казак возвращается на свою историческую родину, в свою станицу. Сегодня, наоборот – в каждой станице на 7 казаков 10 атаманов. Это неправильно», – возмущается депутат Госдумы.

«Федеральному агентству необходимо взять за основу историческое прошлое, переложить на сегодняшнее положение и создать этот механизм. Надеемся, что в ближайшие год-два это произойдет», – надеется Водолацкий.

Ранее во вторник газета ВЗГЛЯД сообщила, что на учредительном круге (заседании) в Храме Спасителя утверждено создание Всероссийское казачьего общества, в которое вошли представители 11 реестровых войсковых казачьих обществ, казаки Крыма и Севастополя, представители Союза казачьей молодежи и РПЦ.

Около 500 делегатов из всех реестровых казачьих войск единогласно проголосовали за создание общества и утвердили его устав и структуру. Решение приветствовали возгласом «Любо!», передал ТАСС. «При объединении всех реестровых войсковых казачьих обществ мы получим всероссийское казачье войско численностью около 200 тыс. человек», – сказал глава Федерального агентства по делам национальностей Игорь Баринов.

Атаман кубанского казачьего войска, председатель Совета войсковых атаманов Николай Долуда пояснил, что во Всероссийском казачьем обществе будет правление из 43 человек и наказной атаман, который будет назначаться указом президента России сроком на шесть лет.

———————-

Итак, налицо две полярные точки зрения. Так кто же такие казаки?

Действительно отдельный этнос, или все-таки воинское сословие?

На первый взгляд, у казаков действительно есть самобытные традиция, культура и язык.

Но язык этот вполне вписывается в такое понятие как южнорусский говор. Мало того, в каждой местности говор особенный. Лингвисты называют это региалектом (по сути, диалектом, присущим любому региону). На Кубани или Дону он свой, на Вологодчине – тоже свой. Но на этом основании мы не перестаем называть жителей Вологды русскими людьми.

Еще раз вспомним историю.

На момент переписи населения 1897 года суммарная численность казаков в России составляла 2 928 842 человек.

 

К началу Первой мировой войны в России насчитывалось одиннадцать казачьих формирований:

Донское казачье войско,Оренбургское казачье войско,Терское казачье войско,Сибирское казачье войско,Уральское казачье войско,Забайкальское казачье войско,Кубанское казачье войско,Астраханское казачье войско,Семиреченское казачье войско,Амурское казачье войско,Уссурийское казачье войско;

 

Интересно, что истории известны даже отдельные казачьи республики, правда, просуществовали они сравнительно недолго.

Так, в конце XIX века в Манчьжурии, на берегах реки Желта была образована Желтугинская республика – самоуправляемая казачья община из китайских и русских казаков-золотопромышленников.

Во время гражданской войны также были провозглашены

Кубанская Народная РеспубликаВсевеликое Войско ДонскоеТерская Казачья РеспубликаУральская Казачья РеспубликаОренбургский Казачий КругСибирско-Семиреченская Казачья РеспубликаЗабайкальская Казачья Республика.

За всю историю своего существования казачьи войска входили в состав вооружённых сил России, а затем и Советского Союза, а до этого — Великого княжества Литовского, «вольного города» Гамбурга, Швеции, Персии и даже Парагвая, Маньчжоу-го и Японии. То есть, это были именно воинские формирования.

Если посмотреть на места расположения казачьих войск – а это огромные территории от Дона и Кавказа до Урала, Забайкалья и Уссурийского края, то закономерно предположить, что в эти войска вливались и местные народы – и этому тоже есть подтверждения. То есть, говорить о некой моноэтничности тоже не приходится.

Вся история образования казачества говорит нам о том, что казаки – это не отдельный этнос, а составная часть русского народа, и, что особенно важно, это именно воинское сословие, на протяжение столетий овеявшие себя славой защитников Отечества. Конечно, были в их истории и горькие страницы

Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию

Конечно, были в их истории и горькие страницы. Гражданская война поделила казаков на белых и красных. Но таким же образом эта война разделила и всю Россию.

Пережив тяжелый период, русские казаки продолжили воинские традиции своих Предков, и во время Великой Отечественной войны продемонстрировали такой же беспримерный героизм, как и их отцы и деды в прошлых сражениях.

 

В настоящее время идет процесс возрождения казачьих традиций как в России, так и других странах.

Казаки определяют себя по потомственному происхождению и по соблюдению традиций, культуры и обычаев. Но главное для казака – это служение Отечеству.

Именно эта высокая цель послужила в свое время причиной образования казачества, эта же цель будет сохраняться, пока будут на земле казаки, то есть – всегда. Ведь если верить народным пословицам и поговоркам, казацкому роду нет переводу!

 

Бесстрашные воины, защитники Отечества – казаки – откуда они появились, и кто они?

В исторических хрониках упоминания о казаках встречаются с XVI века.

Местом обитания казаков, по большей части, были незаселённые территории, на Руси такие земли назывались украинами (по сути, окраинами) – местами, расположенными у края, у границы.

Официальная историческая версия выглядит так: к концу XIV века, там, где проходили торговые пути — в низовьях Днепра, Дона, Волги в больших количествах стали появляться вольные воины.

Считается, что значительной их частью были переселенцы из Московского, Литовского и Рязанского Великих княжеств, а также из других земель.

Сюда же стекались многочисленные группы беглых людей. Жизнь в таких местах была, по сути, непрекращающейся войной, и в XVI веке тут возникают военные формирования, которые одновременно стали и самостоятельными социальными сообществами.

Собственно, этот период и считается временем зарождения казачества – Запорожского, Донского, Волжского, Яицкого.

Уже при Иване Грозном казаки показали себя как отважные воины, обладавшие не только личной отвагой, но и владеющие высокой организацией ведения боя, самобытной воинской культурой. Это наталкивает на мысль, что истоки зарождения казачества гораздо глубже, чем принято считать.

По крайней мере, характерники ведут свое происхождение от древних волхвов. Да и многие воинские традиции и навыки казаки унаследовали из глубокой древности. Византийские авторы (такие как Прокопий Кесарийский, Маврикий Стратег) посвятили множество страниц славянской тактике ведения боя и умению славян действовать на воде и под водой.

Но точно такими же навыками славились и казаки, в особенности пластуны. А если мы обратимся к античным источникам, то обнаружим, что тактику и стратегию и древние славяне, и казаки унаследовали от скифов.

Эта преемственность очевидна для многих исследователей. Так, известный ученый Забелин утверждал, что попытки оторвать историю Великой Скифии от истории Великой Руси выглядят, как минимум, неубедительными.

Очевидно, что на протяжении тысячелетий эти огромные пространства населял один и тот же народ (о чем мы неоднократно говорили в других наших статьях).

В научных кругах до сих пор идут споры, кто же такие казаки – отдельный этнос, субэтнос или воинское сословие?

Для того, чтобы разобраться в этом вопросе, для начала снова обратимся к официальной исторической версии.

Итак, в постоянных схватках с кочевниками, завоевателями всех мастей, в кровавой борьбе за выживание на рубежах Русского государства формировалась общность, ставшая известной всему миру как казаки.

 

Именно об этих людях Н.Гоголь сказал: «Не было ремесла, которого бы не знал козак: (…) снарядить телегу, намолоть пороху, справить кузнецкую, слесарную работу (…) – все это было ему по плечу.»

И это лишь малая часть из того, что должен был уметь и знать каждый казак. Именно благодаря всем этим навыкам казачье сословие сыграло роль цивилизаторов на землях, присоединенных в свое время к России.

В расширении российских границ (самых обширных в мире) казаки внесли неоценимый вклад.

Отметим, что кроме военного ремесла на казачьих землях развивались свои формы самоуправления, напоминающие новгородское вече — Донской Войсковой круг и Запорожскую Раду.

Существовала выборность сверху донизу. Каждый казак имел голос наравне со всеми. Кругу или Раде принадлежала вся законодательная и судебная власть, ими назначались военные походы, утверждались приговоры суда, избирались военачальники и главнокомандующий.

К началу XIX века в России казаки получают статус самостоятельного сословия.

Они несут охрану государственной границы и даже обеспечивают личную безопасность российского государя. Казаки имеют социальную независимость, собственную землю, освобождаются от налогов.

 

В 1807 году в книге Е. Зябловского «Новейшая география Российской империи» были перечислены славянские народы России.

Это «Россияне, казаки, кои суть славянские народы, кои суть донские, гребенские, терские, волжские, оренбургские, сибирские, малороссийские, бугские и черноморские, поляки, другие славянские народы».

То есть, тут прямо говорится, что казаки – это славянский народ.

Несмотря на всю многоликость казачьих формирований, все они с воодушевлением говорили и пели: «Наша матушка Рассея — всему свету голова».

Вся история образования казачества приводит нас к мысли, что казаки – это особое воинское сословие русского народа. И даже больше – что это духовно-воинский орден со своими древними традициями и особой организацией.

В Сургутском районе отметили День казачества

В Лянтор, чтобы отметить День казачества, приехали станичники из Сургута, Ямала и даже из Ставрополья. Власти муниципалитета сегодня отводят казачеству важную роль, особенно в части воспитания молодежи. Что думают по этому поводу сами казаки?

Чтобы записать интервью с этим человеком, нужны крепкие нервы. Во время беседы прямо перед глазами постоянно мелькает отточенная боевая сталь. Роман Мякишев демонстрирует, каким должен быть рубящий удар шашкой.

«Это всё как в боксе, начинается от ног, сворачиваешься в пружину, пятки уже отрываются и пружина разряжается и рубишь», — поясняет он.

Воинственный дух в них живет на генном уровне. Солдаты любой армии прекрасно знали, каких бед может натворить в рядах противника атака казачьей лавы. Станичники с детства учились верховой езде, стрельбе и владению холодным оружием.

«Каждый казак владеет любой шашкой, просто вот этой шашкой удобнее делать фланкировку, шашкой с гардой фланкировку не сделать, гарда будет мешать», — говорит Виктор Седегов. Во второй половине 20 века о казачьих частях уже стали забывать. С развитием техники кавалеристы перестали представлять грозную силу. Сегодня казаки занимаются, в основном, военно-патриотическим воспитанием молодежи.

«Занимаемся непосредственно с детишками, в этой направленности. Также мы являемся представителями добровольных народных дружин, которые работают с отделом внутренних дел нашего города. То есть, во всех основных массовых мероприятиях мы принимаем непосредственное участие», — рассказал Яков Рязанцев, атаман хуторского казачьего общества г. Лянтора.

За участие в воспитании школьников власти района в первую очередь и ценят казаков. Сейчас в поселениях работают 11 кадетских классов. В них подростки изучают историю, занимаются физической подготовкой, знакомятся с оружием. Открытие 12-го специализированного класса запланировано в сентябре следующего года в школе поселка Белый Яр.

«Я искренне верю, что число кадетских классов у нас, в школах Сургутского района, будет приумножено», — прокомментировала Татьяна Османкина, заместитель главы Сургутского района.

Еще одна миссия, которую жители района готовы поручить казакам — охрана правопорядка совместно с полицейскими.

«Когда идет хороший казак, большой, крупный, то поддержание порядка это, конечно же, тоже большое значение имеет», — считает житель Лянтора.

Однако, не все казаки поддерживают эту идею. Есть и такие, кто считает, что функция полицейских станичникам не свойственна. «Казак это кто, воин, сейчас вот ходят там с полицией, разгоняют митинги, ну, это неправильно. Это не было никогда такого, чтобы казаки были нагаечниками. Наша самая первая задача была охрана границ, чтобы мы охраняли границы, а вот это, то что сейчас творится везде, и на Кубани даже, это как-то  нелюбо даже», -считает Роман Мякишев.

О создании казачьих пограничных спецподразделений в России пока ничего не известно. Впрочем, президент Владимир Путин заявил, что задача государства – всячески помогать казакам, привлекать их к несению военной службы и патриотическому воспитанию молодёжи.

Антон Севастьянов

———————-

Битва на Калке

Решающую роль бродники сыграли в битве на Калке, которая произошла 31 мая 1223 года. Бродники воевали на стороне татар. Донские бродники вместе с кавказскими черкесами были костяком третьего тумена монголо-татар. Ещё до сражения они обеспечили качественную, своевременную разведку, а также принимали участие в переговорном процессе.

После битвы бродниковский воевода Плоскиня даже уговорил остатки русского войска сдаться. Он, от лица монголов, обещал русским войскам, что за выкуп оставшиеся в живых русские будут освобождены. Однако монголо-татары обещания не сдержали. Сдавшиеся русские князья были положены под «дастрахан». Началась «пляска на костях».

После сражения на Калке бродники стали данниками монголо-татар

Об этом говорит письмо венгерского короля Белы lV папе Иннокентию (1254). В нем говорится, что татары «заставили платить дань Русь, Куманию, Бродников, Булгарию». Бродники продолжали обслуживать переправы, платили дань.

Как посвящали в казаки донские

 

Традиции казачества своеобразны. Они, несомненно, берут свое начало от тех полузабытых времен, когда вольница с Дона пользовалась свободой, дарованной Иваном Грозным. Именно в ту пору зарождался своеобразный казачий устав, который регламентировал принятие в казаки.

Нужно отметить, что казаки всегда гордились своим происхождением. В их кругу считалась доблестью не только служба, но и образ жизни. О том, что казаком надо родиться и стать, говорят и некоторая обособленность казачьего уклада, и дошедшие из старины некоторые обряды.

Так, настоящим казаком мог быть только тот, кто родился на Дону и имел свою генеалогию донского казачества. Однако вровень с ним мог стать и потомок в третьем колене человека, принятого на кругу в казаки и создавшего здесь собственную семью. Если казачья семья приезжала на Дон из других мест, можно было пройти обряд посвящения в донские казаки.

Казаки уходят в бизнес

Государство продолжает не только поддерживать казачество, но и целенаправленно обеспечивать его земельными участками – землевладение также всегда было отличительной чертой этой социальной группы. В 1996 году Правительство России утвердило положение о формировании земельного фонда для предоставления территорий реестровым казачьим обществам. Им также оказывали безвозмездную помощь при строительстве жилых домов. В 2000-м казакам, занимавшимся производством и поставкой продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд, начали предоставлять господдержку.

Дополнительные преференции могут предлагаться и на региональном уровне. Так, в Краснодарском крае всячески мотивируют казаков активнее заниматься сельским хозяйством. С 2016 года им в аренду выдают земли – за два года было распределено порядка 17 тысяч гектаров. При этом власти открыто говорят, что обществам не обязательно ограничиваться одним только сельхозпроизводством, для них открыты абсолютно все сферы малого и среднего бизнеса. Более того, в 2018 году губернатор края Вениамин Кондратьев обещал подумать над предоставлением им налоговых льгот.

Кубанским казакам повезло и в другом отношении. Размер материальной поддержки, оказываемой им местными властями, разительно отличается от помощи, оказываемой в других регионах. В частности, на реализацию программы «Казачество Кубани» до 2021 года планируется выделять по миллиарду рублей ежегодно. Средства пойдут как на поддержку социально-ориентированных обществ, так и на работу казачьих кадетских корпусов. Но для сравнения, на аналогичные программы в Ростовской области, по информации из открытых данных, уходит всего около 116 миллионов рублей.

И это ещё не всё. На Кубани казакам не просто дают возможность охранять общественный порядок, но и специальным законом охраняют непосредственно их. Согласно документу, члену казачьего общества в случае ранения при исполнении им обязанностей по несению государственной службы в полном объёме оплачивается стоимость лечения, предоставляемого на территории Краснодарского края, и выплачивается единовременное пособие в размере 100-кратной суммы установленного законодательством минимального размера оплаты труда.

Если же происшествие закончилось гибелью члена казачьего общества, семье погибшего оплачиваются расходы на погребение и опять же из краевого бюджета выплачивается единовременное пособие, но уже в размере 1000-кратной суммы установленного законодательством МРОТ.

Такие масштабы поддержки краснодарские власти объясняют достаточно просто: при несении госслужбы казаки рискуют не меньше, чем полицейские или пожарные, но при этом законодательно они пока защищены хуже. Так что в перспективе, с вероятным усилением роли казачества, привилегий у него может появиться ещё больше.

Казаки-басурмане и казаки-татары

Многие столетия, пока люди воевали на стороне империи, их называли казаками. Но когда они нападали на российские города, их начинали называть басурманами, татарами или восставшими крестьянами. Все казачьи походы против Романовых именовали исключительно крестьянскими бунтами. А московские атаки в 15-16 столетиях называют татарскими набегами. Но именно эти войска выступали против Речи Посполитой, шведов и турок на стороне империи. 

Пока население, проживающее в низовьях Волги, вело борьбу с Москвой, регион называли Астраханским ханством. Но в 1556 году после заключения мира эти земли были присоединены к России. В этот момент на том же месте появилось астраханское казачество. Вскоре заговорили и о запорожских и донских казаках. Получается, что у татар и казачества были единые территории обитания, схожее вооружение. В это сложно поверить. 

Беглые крестьяне или сильные войска

Непонятно откуда казачество брало средства на набеги и строительство флота. Историки полагают, что беглые не платили налоги в казну. Но ведь именно от казаков в течение 17-18 века государство страдало больше всего. Чего только стоят казачьи войны под руководством Пугачева, Болотникова и Разина. Но в исторических книгах их набеги характеризуются как крестьянские бунты. В этом определении можно сомневаться. Обычные крестьяне не могли иметь такой военной подготовки, которая им могла бы позволить отражать нападение серьезных войск.

Казаки всегда занимали активную позицию.

По версии историков, часть казачества постепенно стала военным сословием. Однако, неясно, когда произошли такие разительные перемены?

В современной России

После Октябрьской революции произошло расформирование казачьих войск, которые в основном стали на сторону Белого движения. В Гражданскую войну казаков подвергли репрессиям. Лишь в 1992 году прошла реабилитация жертв террора.

С 1980 по 1990 год произошло воссоздание и создание казачьих войск, которых насчитывается около двадцати. Они объединены в Союз казаков России. В общей сложности на сегодняшний день в него входит более чем 1,5 млн человек по всем организациям.

Поэтому он представляет собой самую крупную казачью организацию во всем мире. Участники Союза казаков России принимали участие в вооруженных конфликтах в районе Приднестровья и на Донбассе.

А также казаки объединяются по территориям их проживания для организации самоуправления, хозяйствования, чтобы сохранять и развивать традиционный быт и культуру. Такие объединения называются казачьим общинами или обществами.

Кто может вступать в них и как это сделать? Чтобы ответить на этот вопрос, далее поговорим подробнее о том, как вступить в казачество.

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий