Аттестация

Необходимые документы и периодичность проведения аттестации

Для прохождения аттестации, руководитель или кандидат должен подготовить широкий объем различных документов. В общем случае базовый пакет документации предполагает наличие следующих документов:

  • Заявление руководителя образовательной организации о согласии на проведение его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, адреса проживания и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов).
  • Заявление руководителя о согласии на проверку и обработку представленных сведений о руководителе.
  • Отчет о результатах выполнения программы развития образовательной организации и отчет руководителя за соответствующий календарный год (далее — отчет).
  • Выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организацией о результатах рассмотрения отчета.
  • Справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
  • Дополнительные документы по усмотрению руководителя.

Кандидаты на должность руководителя предоставляют расширенный перечень документов, в который входит:

  • Заявление кандидата с просьбой о проведении его аттестации Аттестационной комиссией и рассмотрении его документов (с указанием контактного телефона, места жительства и электронной почты (при наличии), прилагаемых документов).
  • Заявление кандидата о согласии на проверку и обработку представленных сведений о кандидате.
  • Сведения о кандидате.
  • Программу развития соответствующей образовательной организации, а также основные положения программы кандидата на должность руководителя образовательной организации (не более 2-х страниц).
  • Выписку из решения уполномоченного коллегиального органа управления образовательной организации о включении кандидата в список кандидатов на должность руководителя образовательной организации (в случае представления образовательной организацией предложений по кандидатам (кандидату) на должность руководителя образовательной организации)
  • Представление наблюдательного совета автономной организации о кандидате на должность руководителя в случае, предусмотренном уставом организации;
  • Справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям.
  • Согласие соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
  • Заверенные копии документов о соответствующем уровне образования и (или) квалификации, ученой степени, ученом звании.
  • Дополнительные документы по усмотрению кандидата.

Аттестация проводится в установленные законодательством сроки, а именно — при желании соискателя занять должность руководителя образовательного учреждения или получить место в кадровом резерве, а также по истечению года после назначения кандидата на должность директора, чтобы обеспечить эффективную проверку исполнения им своих обязанностей.

В некоторых случаях, например, когда стоит вопрос о несоответствии занимаемой должности, аттестация может быть проведена дополнительно.

Что делать? Директор отказывается подписывать мою аналитическую справку на аттестацию.

126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776), приказываю:

1. Утвердить прилагаемые Порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя и руководителя образовательной организации, находящейся в ведении Министерства образования и науки Российской Федерации.

2. Признать утратившими силу приказы Министерства образования и науки Российской Федерации:

от 17 ноября 2006 г. N 288 «Об утверждении Положения об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 декабря 2006 г., регистрационный N 8585);

от 17 августа 2010 г. N 861 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утверждённое приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 9 сентября 2010 г., регистрационный N 18398);

от 30 августа 2012 г. N 675 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 сентября 2012 г., регистрационный N 25470);

от 11 января 2013 г. N 3 «О внесении изменений в Положение об Аттестационной комиссии Министерства образования и науки Российской Федерации, утвержденное приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 ноября 2006 г. N 288 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 апреля 2013 г., регистрационный N 28241).

Исполняющий обязанности Министра

А.Б. Повалко

Зарегистрировано в Минюсте РФ 6 мая 2015 г.

Регистрационный N 37148

Онлайн-тестыТестыВоспитание и обучениеУправление образовательными системамивопросы

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   196-203  

16.В базисном учебном плане федерального, национально-региональных и школьных компонентов обусловливается существование __________________ частей.•инвариантных и вариативных

17.В исследованиях этих авторов отмечается, что при всем разнообразии системы можно разделить на виды:•Р. Коер, А. Берт, К. Боулдинг, Л.

Директора школ должны подтвердить свою квалификацию

Контрактная система оказалась хорошим мотиватором для управленцев – человек, который становится директором, теперь понимает, что за время действия договора он должен оказать положительный результат, чтобы город мог понять, нужен ли ему этот специалист на посту. А результат работы директора и коллектива школы в целом выражается в успехах учеников – какие оценки они получают на независимой аттестации, как сдают ЕГЭ, чего достигают на предметных олимпиадах.

Во-вторых, процедура назначения директоров стала абсолютно открытой и прозрачной. Сначала все кандидаты на пост директора – это и прежний руководитель, у которого закончился контракт, и претенденты на его место – должны пройти одну из необходимых процедур профессиональной аттестации в Московском центре качества образования. Экзаменационные вопросы для педагогов – это тесты, вопросы и кейсовые задания. Управленцы, руководящие школами, входящими в топ-100 образовательных учреждений, вообще не сдают теоретические задания, те, кто ниже в рейтинге, – сдают лишь один блок, кто еще ниже – два блока. Кроме того, система испытаний устроена не по принципу «выучить билеты и сдать» – в ней нет готовых вариантов заданий. Есть лишь пять блоков знаний, и когда кандидат в директора начинает тестирование, для него автоматически формируется билет, который больше никогда не повторится.

Затем претендентам, прошедшим аттестацию, нужно миновать еще один рубеж – аттестационную комиссию. Причем московскому педагогическому сообществу нечего скрывать – аттестации с недавних пор транслируются в Интернете. «У нас по регламенту заседания проводятся раз в месяц, в Сети велась уже четвертая прямая трансляция, – рассказывает директор Московского центра качества образования Алексей Рытов. – Записи выкладываются и хранятся в открытом доступе на сайте Департамента образования, и все желающие могут их просмотреть. Основная масса зрителей – это руководители, которым предстоит аттестация, и те, кому интересно, как проходит такой процесс. Как шоу для всех горожан это событие вряд ли будет интересно, все-таки заседание длится два-три часа,  и это зрелище для профессионалов. Но последнее заседание смотрели примерно 150 человек».

После аттестационной комиссии кандидаты проходят через отбор Совета по назначению директоров, в который входят не только представители системы образования, но и общественных организаций, депутаты Московской городской Думы. Окружное управление образования на назначение директора школы выдвигает не менее трех кандидатов, из которых совет должен отобрать двоих – их направляют на обсуждение в управляющий совет школы. Этот совет состоит в основном из родителей, и уже он выбирает одного из претендентов, которого впоследствии утверждает Департамент образования Москвы. В итоге процедура назначения получается открытой, гласной и публичной, многоуровневой. В процедуре на всех этапах принимают участие как представители общественности и образовательного сообщества, так и родители, а отбор идет с учетом знаний кандидатов об организационной работе, менеджменте и нюансах законодательства.

Современный руководитель московской школы совсем не похож на директора прошлых лет, который управлял учреждением в 400 человек, все вопросы которого решались в высоких кабинетах, а он только претворял в жизнь спущенные сверху решения. Сейчас директора руководят школами, в которых 1500–3000 учащихся, по сути, огромными сложными комплексами. Потому это менеджеры высокого уровня, которые весьма самостоятельны и несут большую ответственность за свои решения. Не случайно директор в Москве получает приличную зарплату, с коэффициентом не менее 3 к средней зарплате учителя в своей школе, и это при том, что в среднем зарплата учителя в столице сейчас 70 тыс. руб.

Как проходит аттестация

Порядок проведения каждый учредитель школы определяет самостоятельно. Учредителем может быть российское правительство, министерство просвещения, министерство культуры, региональный орган управления образования. Ведомство предварительно издает документ, устанавливающий этапы и содержание процедуры.

Аттестация проходит следующим образом:

  1. Создается аттестационная комиссия (ее состав определяет учредитель).
  2. Составляется перечень кандидатов на должность или уже действующих руководителей школ.
  3. Утверждается список вопросов для тестирования и график проведения мероприятий.
  4. Комиссии представляют все необходимые документы и материалы.
  5. Соискателю на должность или действующему директору сообщают о предстоящем собеседовании за неделю по почте или по телефону, а с приказом о проведении и процедурой он должен быть ознакомлен за месяц (или за две недели в случае с кандидатом на должность).
  6. Тестирование в письменном виде примерно на 50 вопросов (от него освобождают победителей конкурсов федерального уровня).
  7. Собеседование в устной форме (если результат тестирования отрицательный, к этому этапу сотрудника/кандидата не допускают).

Если действующий директор не сможет явиться на аттестацию, он должен сообщить об этом минимум за три дня до мероприятия. Если же заседание будет пропущено без уважительной причины, возможно вынесение дисциплинарного взыскания.

Свои выводы члены комиссии фиксируют в экспертной справке, которая и становится основанием для вынесения вердикта.

После получения положительного результата кандидат может быть назначен на должность или включен в кадровый резерв, а действующий руководитель подтверждает соответствие занимаемой должности.

Как подготовиться к аттестации

Во-первых, и кандидату на должность, и уже действующему руководителю нужно подготовить все необходимые для аттестации документы. Комиссии понадобятся как оригиналы, так и копии, поэтому сделать их лучше заблаговременно.

Во-вторых, необходима подготовка к тестированию – результат будет считаться положительным при правильных ответах минимум на 2/3 вопросов. Как правило, проверяются знания в части:

  • законов и правовых актов РФ, основ гражданского, бюджетного, трудового, налогового законодательства;
  • приоритетных направлений развития системы образования;
  • теории управления образовательными организациями;
  • знания порядка принятия решений по управленческим вопросам, квалификационных требований к должностям работников школы;
  • понимания основ финансового планирования и аудита.

В-третьих, важна подготовка к собеседованию. Для него нужно подготовить доклад о своей профессиональной деятельности и наиболее значимых результатах. Комиссия прослушает доклад и при необходимости задаст уточняющие вопросы. Также будут оценены деловые качества, уровень профессиональной подготовки, потенциальные возможности и эффективность управления школой.

Тема 4: нормативно-правовые и организационные основы деятельности образовательных учреждений

предыдущая тема

1. Процедура назначения или выборов руководителя общеобразовательного учреждения определяется …

  • 1) Уставом общеобразовательного учреждения
  • 2) муниципальными организациями местного самоуправления
  • 3) Законом Российской Федерации «Об образовании»
  • 4) Образовательной программой

2. Документ, регулирующий деятельность общеобразовательных учреждений и являющийся основой для разработки учреждением устава, – это …

  • 1) Типовое положение об общеобразовательном учреждении
  • 2) Закон Российской Федерации «Об образовании»
  • 3) Положение о порядке аттестации педагогических и руководящих работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
  • 4) Федеральная целевая программа развития образования

3. Типовое положение об общеобразовательном учреждении в обязательном порядке распространяется на …

  • 1) гимназии
  • 2) профессиональные училища
  • 3) колледжи
  • 4) негосударственные образовательные учреждения

4. Одним из принципов деятельности школы, обозначенным Типовым положением об общеобразовательном учреждении, является принцип …

  • 1) демократии
  • 2) децентрализации
  • 3) светскости
  • 4) непрерывности образования

5. Одна из главных задач общеобразовательного учреждения – это …

  • 1) создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности
  • 2) обучение и воспитание сообразно уровням и формам получения образования
  • 3) сохранение школьных традиций
  • 4) получение образования на родном языке

6. В соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении учредителем государственного образовательного учреждения является …

  • 1) федеральный орган государственной власти или орган государственной власти субъекта РФ
  • 2) частное лицо
  • 3) коммерческая организация
  • 4) орган местного самоуправления

7. Отношения между учредителем и общеобразовательным учреждением, не урегулированные уставом учреждения, определяются …

  • 1) договором, заключенным между учредителем и общеобразовательным учреждением
  • 2) соглашением
  • 3) контрактом
  • 4) приказом

8. Вторая ступень образовательного процесса в образовательном учреждении предполагает нормативный срок освоения основного общего образования в течении ___ лет

9. Разграничение полномочий между руководителем и органами самоуправления общеобразовательного учреждения определяется …

  • 1) Уставом общеобразовательного учреждения
  • 2) Законом Российской Федерации «Об образовании»
  • 3) администрацией школы
  • 4) Советом школы

Какие изменения в аттестации директоров могут быть

По предварительным данным, уже в 2020 году в России может быть внедрен новый вариант системы повышения квалификации педагогов и аттестации директоров школ. Это станет очередным этапом национального проекта «Образование». Сейчас идет общественное обсуждение вопроса, и планируется создать единую модель с учетом успешного опыта регионов. 

В частности, так проходит московский двухэтапный вариант проверки:

  1. Компьютерное тестирование, которое длится один час. Оно включает в себя теоретические и практические вопросы (всего их 40). Вопросы составлены так, чтобы комиссия смогла оценить управленческие компетенции действующего или потенциального руководителя. Заучить ответы на все вопросы в процессе подготовки невозможно, система автоматически формирует уникальную подборку заданий. При успешном прохождении теста директор допускается ко второму этапу аттестации.
  2. Собеседование с комиссией, в которую входят ученые, опытные педагоги, журналисты, общественные деятели, родители, представители профсоюза. Члены комиссии могут задавать вопросы о деятельности директора и оценивать его управленческие решения, которые отображены в аттестационной справке. Этот документ формируется автоматически на базе электронного портфолио. Решение комиссия принимает путем тайного голосования.

Отдельно стоит сказать об открытости, с которой проходит собеседование — трансляцию заседания комиссии можно смотреть онлайн или увидеть ее позже, в архиве записей. Однако, насколько необходимо выкладывать запись на всеобщее обозрение — с этической точки зрения вопрос как минимум спорный. 

Отметим, что московским директорам намного проще готовиться к аттестации без отрыва от основной работы: все данные для справок формируются автоматически из специальных информационных систем, а материалы для подготовки можно найти на сайте Московского центра развития кадрового потенциала образования. 

Предварительная и регулярная аттестация директоров школ – важная процедура, которая позволит не только проверить одного работника, но и повысить эффективность работы всего образовательного учреждения.

Кому можно не проходить аттестацию

Законодательство определяет перечень специалистов, которые могут не проходить аттестацию. Полный список таких лиц включает в себя:

  • Беременных.
  • Руководителей, работавших в учреждении менее года.
  • Назначенных на должность непосредственно Президентом РФ или Правительством РФ.
  • Женщин в отпуске по беременности и родам.
  • Руководителей в отпуске по уходу за ребенком.

В случае отпусков по беременности и родам или по уходу за ребенком, проведение аттестации происходит не раньше, чем через год после выхода из такого отпуска.

Следует отметить, что от аттестации освобождаются только действующие руководители. Кандидаты в такой ситуации просто могут не проходить аттестацию — но и не могут быть, соответственно, назначены на должность или зачислены в кадровый резерв.

Аттестация директора школы

Берталанфи

18.В России начали уделять внимание вопросам управления образованием:•в 50-70 гг. XX в. 19.В самом общем виде функциональные обязанности директора определены в:•«Типовом положении об общеобразовательном учреждении»

19.В самом общем виде функциональные обязанности директора определены в:•«Типовом положении об общеобразовательном учреждении»

20.Важнейшие теоретические работы в области теории управления образованием были опубликованы•80 — начале в 90-х гг. XX в

21.Вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне — это:•регулирование

22.Вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия всей системы учебно-воспитательной работы школы общегосударственным нормам, представляет собой …•внутришкольный контроль

23.Влияние рядовых членов педагогического коллектива на принимаемые администрацией решения, касающиеся планов и организации работы школы, есть __________________ коллектива.•включенность в управление

24.Во второй половине 80-х годов получила широкое распространение концепция•организационного развития

25.Вольдорфская школа, школа Монтессори, школа диалога культур — это модель обучения …•начальных негосударственных школ

26.Вопросы, касающиеся административной компетенции, рассматриваются на:•совещании при участии заместителей директора школы

27.Всесторонняя оценка учителя руководителем, коллегами, родителями и др. является методом•круговой или «360-градусной оценки»

28.Главным внутренним противоречием педагогического процесса и развития личности является несоответствие между•активно-деятельностной природой человека и социально-педагогическими условиями его жизни

29.Государственный нормативный документ, утвержденный Правительством РФ и являющийся составной частью Государственного стандарта образования, — это план …•базисный учебный для общеобразовательной школы

30.Готовность членов коллектива в случае необходимости самостоятельно согласовывать свои действия друг с другом без обращения к руководителю характеризует:•сработанность

1-15   16-30   31-45   46-60   61-75   76-90   91-105   …   196-203  

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий