Правозащитники инициируют изменение закона о митингах

Франция

Во Франции уведомление о проведении митинга подается в мэрию муниципалитета (в Париже — в префектуру полиции) не позднее чем за три дня и не ранее 15 дней до проведения демонстрации. В уведомлении указываются имена и адреса организаторов демонстрации, время, место и маршрут следования. Согласование уведомления является обязательным. В случае нарушений заявленных условий организаторам грозит штраф до €7,5 тыс. и тюремный срок до шести месяцев. Несанкционированные собрания, способные нарушить общественный порядок, могут быть разогнаны силами правопорядка, если их участники не отреагировали на требования властей разойтись. Согласно уголовному кодексу Франции, полиция может применить силу без предварительного предупреждения, если насильственные действия направлены против сотрудников правоохранительных органов или если нет других способов восстановить общественный порядок. Лицам, повторно задержанным за массовые беспорядки, грозит штраф до €15 тыс. и лишение свободы до одного года. Максимальные санкции для вооруженных участников таких акций — пять лет тюрьмы и штраф в €75 тыс. В апреле 2019 года во Франции вступил в силу закон, который вводит наказание для тех, кто появится на митингах в масках или с закрывающим лицо платком. Штраф за это может составить до €15 тыс. В этом законе также прописываются правила обысков в районах проведения манифестаций для выявления предметов, которые могут использоваться в качестве оружия.

Почему новый закон не отвечает европейским стандартам

Директор Казахстанского международного бюро по правам человека Евгений Жовтис считает, что принятый закон не отвечает европейским стандартам. Из шести основных принципов ОБСЕ лишь один упомянут в законе – презумпция в пользу проведения собрания.

«В старом законе было одно основание для запрета проведения собрания – призывы к свержению государственного строя, нарушение прав и свобод. Сейчас 12 оснований для отказа в проведении мирных собраний. Некоторые основания могут показаться резонными, но есть и абсолютно неуместные и нелогичные», – рассказывает Евгений Жовтис.

Он уверен, что по сути порядок остался такой же разрешительный, как и прежде.

В старом законе на рассмотрение уведомления давалось 10 календарных дней, в новом – пять рабочих (по сути семь календарных дней). То есть разница фактически в три дня.

Из позитивных новшеств:

  • предоставление времени до двух часов для пикетирования;
  • введение презумпции на проведение мирного собрания;
  • небольшое сокращение времени на рассмотрения уведомления.

«Непонятно, зачем такой закон приняли. Его раскритикуют международные правозащитные организации. Граждане, которые не хотят быть в загонах для митингов, будут продолжать без разрешения выходить на улицу, чтобы выразить своё мнение. Полиция всё так же будет их разгонять, сажать в автозаки и наказывать штрафами и заключением. По сути ничего не поменяется», – уверен Евгений Жовтис.

Новый закон установил, что мирные собрания, за исключением пикетирования, будут проводиться в специализированных местах. Их количество в городах республиканского значения и областных центрах должно быть не менее трёх в центральных частях каждого района. Например:

  • встолице количество специализированных мест будет не менее 12;
  • в Алматы – не менее 24;
  • в Шымкенте – не менее 12;
  • в Караганде – не менее 6.

Раньше алматинцам разрешали проводить митинг только за кинотеатром «Сары-Арка». Такая же ситуация была в других регионах страны.

«Теперь можно в центре города митинговать. Это можно назвать плюсом. Ещё один плюс – уведомительный характер. Местным властям это помогает не допустить столкновения противоборствующих политических сил, чтобы они не встретились на одном митинге и не устроили драку. Но у власти остаётся много оснований не допускать проведения мирных собраний», – говорит гражданский активист Марат Турымбетов.

Однако президент фонда «Ар.»Рух. Хак» Бахытжан Торегожина считает, что выделение специализированных мест для проведения мирных собраний подрывает сам принцип свободы волеизъявления.

Поэтому правозащитники предлагали, чтобы государство только ограничило места, где нельзя проводить собрания. Например, у склада с боеприпасами. Кроме того, некоторых смущает ужесточение наказания.

«Меня как правозащитника возмущает ужесточение ответственности. Если раньше за участие в несанкционированном митинге можно было получить до 10 суток ареста или штраф в размере 20 МРП, то сейчас за это дают до 30 МРП или до 15 суток. Налицо явное ужесточение», – уверена Бахытжан Торегожина.

Гражданский активист Дос Ильяшев, который вместе со своим братом Альнуром Ильяшевым подавал 36 заявок на проведение митинга (35 отказов, одно разрешение), добавляет, что проблема не в законе, а в практике.

«Мы сами столкнулись с этой проблемой на практике. Мы 36 раз подавали заявку и смогли добиться возможности провести митинг. Но это же ненормально. В цивилизованном мире можно даже заявку не подавать, а у нас органы власти не позволяют гражданам проводить митинг. Поэтому мне кажется, что даже сейчас власть не позволит независимым людям проводить мирные собрания», – говорит Дос Ильяшев.

Статья 7. Уведомление о проведении публичного мероприятия

1. Уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением публичного мероприятия, проводимого депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями, а также собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается его организатором в письменной форме в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия. Уведомление о проведении публичного мероприятия депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти, депутатом представительного органа муниципального образования в целях информирования избирателей о своей деятельности при встрече с избирателями (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником без использования быстровозводимой сборно-разборной конструкции) подается в срок не ранее 10 и не позднее 5 дней до дня проведения публичного мероприятия. При проведении пикетирования группой лиц либо пикетирования, осуществляемого одним участником с использованием быстровозводимой сборно-разборной конструкции, создающей препятствия для движения пешеходов и транспортных средств, уведомление о проведении публичного мероприятия может подаваться в срок не позднее трех дней до дня его проведения, а если указанные дни совпадают с воскресеньем и (или) нерабочим праздничным днем (нерабочими праздничными днями), — не позднее четырех дней до дня его проведения. Если срок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия полностью совпадает с нерабочими праздничными днями, уведомление может быть подано в последний рабочий день, предшествующий нерабочим праздничным дням.

1.1. Уведомление о пикетировании, осуществляемом одним участником, не требуется, за исключением случая, если этот участник предполагает использовать быстровозводимую сборно-разборную конструкцию. Минимальное допустимое расстояние между лицами, осуществляющими указанное пикетирование, определяется законом субъекта Российской Федерации. Указанное минимальное расстояние не может быть более пятидесяти метров. Совокупность актов пикетирования, осуществляемого одним участником, объединенных единым замыслом и общей организацией, может быть признана решением суда по конкретному гражданскому, административному или уголовному делу одним публичным мероприятием.

2. Порядок подачи уведомления о проведении публичного мероприятия в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления регламентируется соответствующим законом субъекта Российской Федерации.

3. В уведомлении о проведении публичного мероприятия указываются:

1) цель публичного мероприятия;

2) форма публичного мероприятия;

3) место (места) проведения публичного мероприятия, маршруты движения участников, а в случае, если публичное мероприятие будет проводиться с использованием транспортных средств, информация об использовании транспортных средств;

4) дата, время начала и окончания публичного мероприятия;

5) предполагаемое количество участников публичного мероприятия;

6) формы и методы обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, организации медицинской помощи, намерение использовать звукоусиливающие технические средства при проведении публичного мероприятия;

7) фамилия, имя, отчество либо наименование организатора публичного мероприятия, сведения о его месте жительства или пребывания либо о месте нахождения и номер телефона;

8) фамилии, имена и отчества лиц, уполномоченных организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия;

9) дата подачи уведомления о проведении публичного мероприятия.

4. Уведомление о проведении публичного мероприятия в соответствии с принципами, изложенными в статье 3 настоящего Федерального закона, подписывается организатором публичного мероприятия и лицами, уполномоченными организатором публичного мероприятия выполнять распорядительные функции по его организации и проведению.

Как понять, что группа людей, — это именно группа? Какое расстояние должно быть между людьми, чтобы понять, что это одна группа?

Группа людей — это реально существующее образование, в котором люди объединяются по каким-то определенным признакам, подобное объединение в социологии принято называть социальной группой.

К критериям выделения групп относятся: пол, возраст, единство интересов, национальность, расовая принадлежность, вера, профессия, статус, образование, место проживания и другие.

Чтобы признать, что группа людей действительно является социальной группой, она должна соответствовать определенным признакам:

  1. деятельность группы и каждого его члена, заданная целью существования данной группы;
  2. межличностные отношения между членами группы, которые строятся вокруг разных видов деятельности, как общегрупповой, так и индивидуальной;
  3. коммуникация между членами группы;
  4. групповые ценности, принятые и поддерживаемые всеми членами группы.

Группой может быть названо объединение лиц независимо от расстояния между членами группы, например, в связи с последними событиями студенты перешли на дистанционное обучение, многие вернулись в свои родные города, но они по-прежнему были группой с общими целями и особыми межличностными отношениями.

В чём разница между группой из 10 человек, протестующих, и 10 человек, которые, скажем, просто вышли в парк и играют в карты?

Конечно же, цели, которые преследуют каждая из групп. Группа людей, которые вышли в парк погулять и поиграть в карты не преследуют политических целей. Конечно, люди могут вовремя прогулки или игры обсуждать политику, но это не главная цель данного объединения. Такие лица прежде всего удовлетворяют свои потребности в общении и досуге, а не стремятся изменить политическую ситуацию.

Замена понятий

Основная часть поправок от МХГ носит уточняющий или технический характер (вместо понятия «публичное мероприятие» предлагается использовать «публичное собрание» и т.д.) Но есть и такие, которые вносят принципиальные изменения. В частности, предлагается ввести понятие «презумпции в пользу организации» таких мероприятий. Это означает, что порядок проведения митингов и демонстраций должен быть уведомительным, а не разрешительным.

Ряд поправок «раскладывают по полочкам» те или иные формулировки, которые в существующей редакции закона не разделяются по категориям. Так, само понятие «собрание» авторы поправок предлагают довольно-таки изощренно классифицировать: публичное собрание, мирное собрание, контрсобрание, одновременное собрание, стихийное собрание и т. д.

Президент Российской секции Международного общества прав человека Владимир Новицкий инициативу МХГ считает в целом полезной. Однако он опасается, что авторы слишком увлеклись «буквоедством», что может оказать медвежью услугу людям, которые собираются организовывать публичные мероприятия.

«Любая чрезмерная детализация содержащихся в законе определений всегда запутывает правовое поле и создает дополнительные ловушки при попытках этими правами воспользоваться — например, при согласовании митинга. Чрезмерное разграничение, перевод общего понятия в частное только увеличивает число оснований, по которым это право может быть ограничено. Я боюсь, что в данном случае правозащитники пошли в неправильном направлении», — сказал он «Эксперт online».

Появление пакета поправок стало результатом многолетней работы правозащитников, а не вызвано какими-то конъюнктурными соображениями, ответила на вопрос о причинах появлении законопроекта именно сейчас координатор проекта МХГ «В защиту свободы ассоциаций» Наталья Звягина. По ее словам, подобная работа очень кропотливая, и привязывать ее результаты к тем или иным общественно-политическим событиям, прошлым или будущим, неправильно.

«Поскольку ни МХГ, ни Совет по правам человека не обладают правом законодательной инициативы, то любые проекты и идеи, которые возникают в их недрах, добираются до стадии законодательного оформления иногда по десять лет. Так и в случае с нынешними поправками: мы рассчитываем, что они будут рассмотрены уже новым составом Государственной Думы, поскольку у депутатов текущего созыва до наших инициатив, скорее всего, уже не дойдут руки», — ожидает она.

США

В США законы, регламентирующие проведение массовых акций, принимаются на уровне штатов. Властям позволено регулировать время, место и порядок проведения собраний. Законодательством большинства штатов предусматриваются длительные сроки рассмотрения заявок на организацию массовых мероприятий — до 30-90 дней. Отдельные штаты и крупные города предусматривают плату за разрешение на проведение публичных акций (от $25 до $300). Например, в Нью-Йорке за проведение митинга или демонстрации в парке плата составит $25, при этом за проведение массового мероприятия на улице плата не требуется. За создание неудобств, препятствий движению транспорта и т. п

осознанно или по неосторожности, а также в случае невыполнения требований сотрудника правопорядка предусмотрен штраф (как правило от $500 до $5 тыс.), или тюремное заключение до полугода

Кроме того, в соответствии с принятым в феврале 2012 года федеральным законом HR 347, действует запрет на проведение несанкционированных мероприятий в правительственных кварталах, у административных зданий и т. д. За участие в подобных акциях можно получить наказание в виде штрафа и лишения свободы на срок до одного года. Если протестующий вооружен или имеет предметы, которые могут быть использованы как оружие, срок заключения увеличивается до 10 лет.

В 2017-2019 годах семь штатов (Техас, Луизиана, Оклахома, Теннеси, Индиана, Северная Дакота и Южная Дакота) приняли законы, которые ужесточают наказания для активистов, протестующих против строительства нефте- и газопроводов и другой «критической инфраструктуры». Наказание за участие в таких акциях — до $500 тыс. штрафа или до 10 лет заключения.

Правила проведения мероприятий

Если какие-либо лица планируют данное мероприятие, то они должны учитывать некоторые правила и требования.

К ним относится:

  • для проведения митинга, шествия или иных аналогичных массовых событий, нужно минимально за 10 дней уведомить местную администрацию, причем, даже если мероприятие направлено против действий местных властей;
  • уведомление содержит контактные данные организаторов и участников, а также указывается, какое именно организуется мероприятие, каковы его цели, где будут собраны люди, а также, сколько примерно человек придет;
  • дополнительно обеспечивается безопасность для всех участников;
  • если необходимо провести шествие, то прикладывается к уведомлению маршрут, по которому будут идти люди;
  • если будут использоваться транспортные средства, то прикладывается полный список автомобилей с указанием регистрационных номеров;
  • для пикетов применяются те же правила, но уведомление подается за три дня.

Справка! Единственным способом провести мероприятие без предварительного получения разрешения от властей является выбор одиночного пикета, но если привлекаются единомышленники, то расстояние между людьми должно составлять не меньше 50 метров.

Нельзя просто подать уведомление, поэтому нужно дополнительно согласовать условия, а также убедиться, что на выбранной территории не будет проходить других мероприятий. Митинги проводятся только в промежуток между 7:00 и 22:00. Запрещено организовывать мероприятие в любом месте, поэтому место согласовывается с представителями местной администрации.

Запрещено выбирать площадку, которая находится рядом с железной дорогой, нефтепроводом, электрическими линиями или иными опасными объектами. Невозможно получить разрешение, если митинг организовывается рядом с судом, тюрьмой, колонией или иными специальными объектами.

Не получится согласовать мероприятие по следующим причинам:

  • организатором выступает иностранец;
  • организацией занимается недееспособный человек или лицо, обладающее непогашенной судимостью;
  • лицо, подающее уведомление, в течение года два раза привлекалось к ответственности за нарушение правил проведения разных акций или за неповиновение полицейским.

Ответ на заявку дается представителями администрации в течение 3-х дней. При отказе предлагается альтернативный вариант. Организации должны в течение трех дней ответить, устраивает ли их полученное предложение, которое можно обжаловать.

На мероприятие запрещено приносить оружие, боеприпасы, пиротехнику, ножи, огнеопасные или химические вещества и средства, предназначенные для задымления. Запрет накладывается и на алкогольные напитки. За нарушение правил предусматривается наказание в рамках КоАП и УК.

При проведении несогласованной акции власти имеют право воспользоваться массовым задержанием людей. Иногда задержания производятся и на согласованных митингах, если участники нарушают требования законодательства.

По ст. 20.2 КоАП за нарушение правил предусматриваются следующие наказания:

  • денежный штраф от 10 до 300 тыс. руб.;
  • обязательные работы на 200 часов;
  • арест до 30 суток.

Если протестующие не исполняют требования полиции, то для них штраф составляет от 500 руб. до 5 тыс. руб., а также применяется арест на срок до 30 суток.

💰 Штраф – это еще не все. Какие последствия может иметь участие в несанкционированном митинге

Небольшой штраф – это не самое страшное наказание, которое грозит участнику несанкционированного митинга. Такой проступок может иметь далеко идущие косвенные последствия: у нарушителя могут возникнуть сложности при устройстве на работу, особенно в правоохранительные органы, спецслужбы, на государственную службу и в госкорпорации.

Правоохранители намерены передавать информацию о несанкционированных митингах в вузы и школы.

Также участие в несанкционированном митинге может стать барьером для выезда за границу.

Судимость. Можно ли избавиться от ее последствий
Читать

Как могут наказать человека, оскорбляющего власть
Подробнее

Что можно и что нельзя делать под домашним арестом
Смотреть

Статья 6. Участники публичного мероприятия

1. Участниками публичного мероприятия признаются граждане, члены политических партий, члены и участники других общественных объединений и религиозных объединений, добровольно участвующие в нем.

2. Участники публичного мероприятия имеют право:

1) участвовать в обсуждении и принятии решений, иных коллективных действиях в соответствии с целями публичного мероприятия;

2) использовать при проведении публичного мероприятия различную символику и иные средства публичного выражения коллективного или индивидуального мнения, а также средства агитации, не запрещенные законодательством Российской Федерации;

3) принимать и направлять резолюции, требования и другие обращения граждан в органы государственной власти и органы местного самоуправления, общественные и религиозные объединения, международные и иные органы и организации.

3. Во время проведения публичного мероприятия его участники обязаны:

1) выполнять все законные требования организатора публичного мероприятия, уполномоченных им лиц, уполномоченного представителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления и сотрудников органов внутренних дел (военнослужащих и сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации);

2) соблюдать общественный порядок и регламент проведения публичного мероприятия;

3) соблюдать требования по обеспечению транспортной безопасности и безопасности дорожного движения, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, если публичное мероприятие проводится с использованием транспортных средств.

4. Участники публичных мероприятий не вправе:

1) скрывать свое лицо, в том числе использовать маски, средства маскировки, иные предметы, специально предназначенные для затруднения установления личности;

2) иметь при себе оружие, боеприпасы, колющие или режущие предметы, другие предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, взрывные устройства, взрывчатые, ядовитые, отравляющие, едко пахнущие, легковоспламеняющиеся вещества, огнеопасные и пиротехнические вещества или изделия (за исключением спичек и карманных зажигалок), предметы (химические материалы), которые могут быть использованы для изготовления пиротехнических изделий или дымов, горючие материалы и вещества, иные вещества, предметы, изделия, в том числе самодельного изготовления, использование которых может привести к задымлению, воспламенению, иметь при себе и (или) распивать алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе;

3) находиться в месте проведения публичного мероприятия в состоянии опьянения.

5. Основанием для деятельности журналиста на публичном мероприятии является редакционное удостоверение или иной документ, удостоверяющий личность и полномочия журналиста. Журналист, присутствующий на публичном мероприятии, должен иметь ясно видимый отличительный знак представителя средства массовой информации.

Последние изменения, внесенные в закон «О митингах»

Закон редактировался последний раз 7 июня 2017 года. Основные изменения ФЗ-54 коснулись публичного мероприятия. Для проведения мирного собрания, органов государственной или местной власти предупреждают о митинге, собрании, демонстрации или пикетировании. Слияние граждан воедино означает единственную цель — свободное выражение мнений и недовольство граждан. Во время шествий жители самостоятельно выдвигают требования в области:

  • экономической;
  • политической;
  • культурной;
  • социальной отрасли.

Ниже рассмотрены статьи текущего Федерального закона с изменениями и без:

Статья 2: Рассмотрено понятие с дополнением от 4 июня 2017 года

Под публичным мероприятием в ФЗ-54 понимается форма собрания, доступная каждому гражданину Российской Федерации по закону. Цель — объединить мнения граждан воедино для предоставления требований социального, политического или экономического характера Правительству Российской Федерации. Митинги также проводятся в ходе предвыборной кампании по ФЗ-54. Иногда на таких мероприятиях депутат встречается со своими избирателями.

Статья 4: Описывает способы организации мероприятия

Чтобы провести аналогичное мероприятие в связи с законом, потребуется:

  • Уведомить участников-организаторов о том, что планируется проведение мероприятия. Они, в свою очередь, передают информацию в орган государственной власти или местного самоуправления;
  • Жители получают флайеры, которые несут информацию о проводимом событии и активном участии;
  • Изготавливаются буклетные листы, печатается объявление в газетах, пишется информация на официальном сайте организации о проведении акции или агитации с назначенной датой и временем.

В последней редакции в ФЗ-54 изменения не проводились.

Статья 5: Уточняется, кто может быть руководителем собрания после последней редакции.

Событие организовывается одним или несколькими гражданами Российской Федерации. Минимальный возраст — 16 лет (для проведения собраний и митингов). Совершеннолетнему допускается организовывать шествия, демонстрации и пикетирования по ФЗ-54.

Организатором не может быть:

  • Житель, признанный в судебном порядке недееспособным или лицо, которое пребывает в местах лишения свободы по ФЗ-54;
  • Жителю, обладающему непогашенной судимостью;
  • Политической партией, а также региональными подразделениями с приостановленной или ликвидированной деятельностью.

В последней редакции закона изменения не внесены.

Статья 10: описывает способы проведения предварительной агитации.

Организатор мероприятия или другие органы после согласования с Правительством Российской Федерации проводят предварительную рекламу. Также уведомляют о месте и целях проведения публичного мероприятия согласно ФЗ-54.

Дополнительно предоставляют информацию об этапах подготовки к этому событию. Каждый гражданин РФ может принять участие, если готовится публичное собрание. Изменения в последней редакции в этой части закона не вносились.

Статья 15: Описывает основания, по которым может произойти приостановление мероприятия.

Если во время сбора один из участников оказался нарушителем дисциплины по ФЗ-54, местные органы власти потребуют от организатора устранения нарушителя от мероприятия. Если нарушитель не отстраняется, уполномоченное лицо на время приостанавливает собрание.

После устранения нарушителя правопорядка из среды участников, собрание возобновляется. Как правило, орган исполнительной власти предоставляет организатору временной промежуток, в течение которого нарушение устраняется по ФЗ-54. Если эти требования не выполняются, публичное мероприятие прекращается в соответствии со статьей 17 Федерального закона.

Для ознакомления с полным перечнем измененных статей в ФЗ-54, скачайте закон здесь:

Бесплатная консультация юриста по телефону:

8 800 350-73-59

Права и обязанности госорганов

Согласно закону Министерство информации и общественного развития утвердит форму отличительных знаков организатора мирных собраний.

Специализированные места для организации и проведения митингов, порядок их использования и нормы их предельной заполняемости, а также требования к материально-техническому и организационному обеспечению должны утверждать маслихаты. На них же лежит ответственность по определению границ территорий, в которых запрещено проведение пикетирования. 

Акиматы рассматривают уведомления о проведении митингов и сообщают о своем решении, выдают разрешения на установку юрт и палаток, назначают своих представителей на митинге.

Акимат вправе отказать в проведении митинга, если организатор не даст ответа о согласии или несогласии с изменением места и маршрута следования мирного собрания, а также может приостановить или прекратить митинг в случае необходимости. 

Отличия между разными акциями

Массовые мероприятия, с помощью которых граждане привлекают внимание общественности и властей, могут быть представлены в нескольких разновидностях, обладающих определенными отличиями. К ним относится:

  • Митинг. Массовая акция, при которой большое количество людей присутствует в конкретном месте, благодаря чему они могут выражать свое мнение, касающееся значимых проблем. Обычно затрагиваются политические или экономические вопросы.
  • Пикет. С его помощью выражается публично мнение одного человека или нескольких лиц. Процесс не предполагает движение участников, а также не применяются какие-либо звукоусиливающие средства. При этом граждане, стоя на одном месте, демонстрируют плакаты или транспаранты. Допускается использование разборных конструкций.
  • Демонстрация. Она представлена организованным и публичным выражением настроения общественности. Для этого группа граждан демонстрирует разные плакаты или транспаранты, а также другие наглядные материалы во время передвижения. Допускается использование разных автомобилей.

Важно! Для любого такого публичного мероприятия требуется разрешение от властей.

Молчаливый (тихий) протест как особая разновидность протеста.

Мы привыкли к тому, что, если слышим слово протест, всегда ассоциируем его с каким-то шумным, многолюдным мероприятием. Но нет, истории известны случаи так называемых молчаливых протестов.

Например, совсем недавно произошел следующий случай. Софи Вильмес, премьер-министр Бельгии, 16 мая 2020 года посетила больницу Святого Петра в Брюсселе. Однако, представители больницы устроили Софи далеко не тёплый приём. Сотрудники больницы, как медики, так и нет, сформировали коридор вдоль дороги в здание, по которой проезжал кортеж Вильмес. Они стояли лицом к машинам, но, когда автомобили приближались, молча поворачивались к ним спиной.

Причиной протеста стало разочарование медиков, работающих с COVID-19, политикой правительства, причём не только в отношении урегулирования пандемии, а в целом всего здравоохранения.

То есть даже такие мероприятия, в случае если их цель — выразить недовольство политике государства, критиковать действия (бездействие) органов государственной власти, признаются протестами.

Тише едешь

С тем, что ожидать быстрой реакции на инициативу МХГ не стоит, согласен и Владимир Новицкий.

«Российская законотворческая практика последнего десятилетия показывает, что либерализация законодательства — не наш конек. А события нынешнего года в Беларуси и Киргизии еще больше убедили российских законодателей в том, что “слишком много свободы” для общества может быть опасным», — говорит он.

Тем не менее, настаивает Наталья Звягина, гражданское общество не должно отдавать подобные вопросы в руки одних лишь законодателей, независимо оттого, каков их персональный состав в конкретном созыве парламента

По ее словам, для правозащитного сообщества важно инициировать сам процесс обсуждения — в надежде, что «какие-то субъекты законодательной инициативы подхватят предложенные идеи»

Поэтому для гражданского общества важно, чтобы такие идеи «роились» в воздухе непрерывно, и не так важно, от кого они исходят — от общественных организаций, индивидуальных правозащитников или от официальных правозащитных структур. Чем чаще такие инициативы высказываются, тем выше шанс, что какие-то из них будут услышаны на Охотном Ряду, объясняет Звягина, признавая, что шансы на то, что исходящие от правозащитников идеи будут с энтузиазмом подхвачены нынешними законодателями, мягко говоря, невелики

«Более того, мы всегда держим в уме, что наши инициативы могут привести к обратному эффекту: законодатели увидят, в каких местах до сих пор остаются “лазейки” для публичного выражения политической позиции граждан, и эти лазейки прикроют», — предупреждает правозащитница.

Но даже понимая, что правозащитные инициативы в нынешних условиях натыкаются на бетонную стену, гражданское общество не может оправдывать этим свое бездействие и ждать, что облегчение придет со стороны властей. Общество должно «долбить» эту стену в интересах самих граждан, убеждена Звягина.

«Существующие законы по этой тематике настолько сложны и часто внутренне противоречивы, что реализовать свое конституционное право на проведение собраний гражданам практически невозможно. Это в свою очередь приводит к тому, что люди реализуют это право стихийно, как мы видим на примере Хабаровска. Потому что когда граждане пытаются собраться, соблюдая все требования законов, выясняется, что сделать это нельзя», — говорит она.

Это «нельзя» постоянно только ужесточается, так как законодатели последовательно сужают «окно Овертона» в том, что касается выражения гражданами своих взглядов в публичном поле. Так, 21 июля 2014 года вступил в силу Федеральный закон Nо 258-ФЗ, которым были внесены ряд изменений и дополнений ужесточающего характера в КоАП, УК, УПК и Закон о полиции, касающихся правил проведения массовых мероприятий.

Однако всерьез рассчитывать, что эти поправки не будут положены под сукно, не приходится, полагает ведущий сотрудник Центра правовых и экономических исследований НИУ ВШЭ Андрей Федотов.

«Формально, да, предложения правозащитников можно было бы по принятой схеме довести до стадии законопроекта и даже закона. Но если мы посмотрим на то, какие законопроекты и поправки к законам доходят хотя бы до первого чтения в Госдуме, то становится очевидным, что шанс на это есть только у тех инициатив, которые исходят от Администрации президента РФ, от партии “Единая Россия” или от некоторых привилегированных групп депутатов» — сказал он «Эксперт online».

Оцените статью
Рейтинг автора
5
Материал подготовил
Андрей Измаилов
Наш эксперт
Написано статей
116
Добавить комментарий